Поместная православная церковь на Украине – политический проект Петра Порошенко, Фанара (Константинопольского патриархата) и Государственного департамента США. И у каждой стороны есть свой интерес в этом деле. Для Порошенко это прежде всего — выполнение главного условия для получения томоса и повод для предвыборного пиара. Для Фанара — новый источник средств и возможность отомстить РПЦ за срыв Собора 2016 года. Для США — очередной шаг по разрыву единого пространства Украины и России, создание очередной болевой точки в геополитическом пространстве Евразии и продолжение линии на геополитическое ограничение влияния России.
Подготовка к «объединительному собору» проходит в весьма нервозной атмосфере. Мало того что «патриарх» Филарет пытается вести собственную игру, что вызывает недовольство у Фанара и Порошенко, так еще и накануне, 6 декабря, произошла драка между сторонниками УПЦ КП и УАПЦ в храме Успения Пресвятой Богородицы села Винятинцы Тернопольской области. Наше издание уже писало более подробно и об этом инциденте, и о сложных отношениях УПЦ КП и УАПЦ.
Каковы же позиции ключевых игроков накануне решающего Собора.
Каноническая УПЦ
В Сети появилось письмо от Константинопольского патриарха к митрополиту Киевскому Онуфрию. В нем говорится о том, что теперь территория Киевской митрополии принадлежит Фанару, а сам митрополит Онуфрий называется «митрополитом Киевским» только до «собора»: «по икономии и снисхождению называя Вас Высокопреосвященным Митрополитом Киевским, мы сообщаем, что сразу после избрания Предстоятеля Украинской Церкви органом с участием духовенства и народа Вы с экклесиологической и канонической точки зрения больше не сможете носить этот титул [Митрополита] Киевского, который Вы, так или иначе, удерживаете сегодня в нарушение определений официальных текстов 1686 года».
Это абсурдное и пренебрежительное в своих интонациях послание митрополит Онуфрий отправил обратно. Все заявления УПЦ в последнее время говорят о том, что Онуфрию удалось сохранить верность архиереев, и количество канонических архиепископов на так называемом объединительном соборе в Софии Киевской в субботу, 15 декабря, будет минимально. Самое главное — после того, как верующие и клир Винницкой епархии потребовали от митрополита Симеона поддержать Онуфрия, он вряд ли решится пойти на «собор» и потерять свою епархию.
По данным из собственных источников, возможно, на «собор» все-таки явятся митрополит Александр (Драбинко), митрополит Софроний (Дмитрук), но, скорее всего, в статусе наблюдателей. Вероятно, у ним могут присоединиться еще несколько архиереев. Это могут быть митрополит Сарненский и Полесский Анатолий (Гладкий), которого Порошенко недавно наградил орденом, а также архиепископ Новокаховский Филарет. О митрополите Винницком Симеоне (Шостацком) будет сказано ниже.
УПЦ КП
Филарет в сложившейся ситуации стал владельцем «золотой акции» — ведь именно УПЦ КП является наиболее влиятельной церковью из представленных на «соборе» — у нее 40 архиереев, в отличие от 14 у УАПЦ. В идеале должна сбыться мечта Филарета — подавляющим большинством голосов его избирают предстоятелем ПЦУ, и он, некоторое время, поиграв по правилам Фанара, в своем статусе «митрополита», меняет устав и становится признанным Патриархом Поместной церкви.
Но это реализуемо только в случае, если все архиереи поддержат Филарета, что совсем не факт. Филарету уже в январе-2019 исполнится 90 лет, и борьба за пост его наследника у раскольников идет нешуточная. Называют и пресс-секретаря Евстратия (Зорю), и наместника митрополита Епифания (Думенко), и митрополита Львовского Димитрия (Рудюка). Интересно, что 8 декабря к Филарету приехал куратор процесса автокефалии от Банковой, советник президента Ростислав Павленко и предложил пообщаться. Но Филарет согласился общаться только в присутствии упомянутых иерархов. Как сообщают украинские СМИ, разошлись участники встречи крайне недовольные друг другом.
А потом Филарет сначала на епископском собрании, а затем и публично раскритиковал действия Варфоломея, который пытается создавать не независимую церковь, а только митрополию в составе Константинопольского патриархата.
Вот что пишет сайт «Вести» о встрече Филарета с епископами: «Предстоятель выразил уверенность, что в нынешних условиях патриарх Варфоломей будет вынужден уступить, и в итоге Украинская церковь непременно добьется полной независимости.
При этом участники епископского собрания заметили, что митрополит Епифаний, который сидел у всех на виду, во время выступления предстоятеля иронически улыбался. Между тем, патриарх Филарет ничего смешного не говорил, а наоборот, был очень серьезен».
После того как Филарет публично заявил о том, что может не согласиться с условиями Фанара, пресс-секретарь выпустил более миролюбивое заявление, в котором говорилось, что УПЦ КП настроена на конструктивный диалог и участвовать в «соборе» будет.
Судя по всему, в УПЦ КП сейчас идет борьба между Филаретом и более молодыми и, соответственно, менее амбициозными архиереями, которые пытаются склонить «патриарха» к уступкам и Фанару, и Порошенко. Чем закончится эта борьба, увидим уже по итогам 13 декабря, когда будет озвучено имя «единого кандидата» от УПЦ. Скорее всего, это будет кто-то из участников встречи с Павленко.
Но и это не исключает того, что на «соборе» кто-то выкинет некий фортель. Например, 13-го числа поддержит Филарета, а 15-го выдвинется в угоду Варфоломею и Порошенко. Все участники процесса создания ПЦУ «держат в карманах фиги».
12 декабря спикер автокефалистов архимандрит Кирилл Говорун опубликовал на своей странице следующее заявление: «15 декабря — последний срок, когда КП/УАПЦ должны наконец признать, что их не существует на Украине как административных структур. Попытки сохранить эти структуры частично или полностью следует рассматривать как откровенную раскольническую деятельность».
Сможет ли расстаться Филарет с делом своей жизни и всецело покориться воле фанариотов — большой вопрос. В противном случае он может стать первым в истории человеком, анафематствованным дважды.
Фанар и Варфоломей
В среду, 12 декабря в СМИ появилась информация о том, что в Киев для подготовки к «собору» прибыл митрополит Галльский Эммануил (Адамакис). О том, что именно он возглавит мероприятие 15 декабря, говорили уже давно. «Рулить» мероприятием будет посланник Варфоломея, как и всей ПЦУ. Даже если ее будет возглавлять свободно избранный представитель одной из украинских церквей, тот же Филарет, то существовать она будет исключительно на условиях Варфоломея.
На Фанаре написали Устав для ПЦУ, и Устав будет «вмонтирован» в томос об автокефалии. То есть план Филарета о временном статусе «митрополита» провалился — ПЦУ будет существовать либо на правах Фанара, либо никак. Прецедент с отзывом томоса об автокефалии, дарованной Западноевропейской архиепископии русских приходов, недвусмысленно намекает предстоятелю ПЦУ, кто бы ни стал им, что полученный томос может быть отозван в случае нарушения правил. А правила устанавливает Фанар.
В роли предстоятеля Фанар могут устроить кто-то из собственных архиереев: тот же Эммануил (Адамакис), раньше называли возможной кандидатурой архиепископа Иова (Гечу), но, по имеющейся информации, он не устроил украинскую власть как чересчур пророссийский.
Порошенко
У президента Петра Порошенко была кандидатура на пост предстоятеля, и это была компромиссная фигура, которая могла устроить и Фанар, и часть архиереев УПЦ: митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий). Это архиерей из канонической церкви, что придает нотки пристойности эпопее с ПЦУ, его могут поддержать архиереи из УПЦ и прихожане. А самое главное — ему доверяет Порошенко.
Но политическое будущее Порошенко неопределенно: рейтинги показывают низкие шансы добиться ожидаемого второго срока. Это, естественно, видят на Фанаре и думают о том, что, согласившись на ставленника политического неудачника, заведомо создают условия для ослабления позиций ПЦУ на Украине. С другой стороны, и Порошенко боится делать резкие шаги, опасаясь вспугнуть фанариотов. Цугцванг.
Очень много сейчас зависит от того, пойдет ли Симеон на «собор» или нет. 19 ноября на собрании благочиния Винницкого района митрополит Симеон сообщил о том, что решения Собора епископов УПЦ являются для него обязательными. Однако вероятность того, что он примет участие в «соборе» и выдвинет свою кандидатуру, несмотря на позицию своего духовенства и мирян, сохраняется. В этом случае он будет поддержан и Порошенко, и фанариотами на «соборе». Это значит, что за него проголосуют архиереи от УАПЦ, та часть архиереев от УПЦ КП, которая не ориентируется на Филарета, и немногие архиереи от УПЦ. Если все-таки голосование будет проходить по правилам Варфоломея, то число голосовавших будет увеличено втрое: еще священник и мирянин или монах от каждой епархии, и голосовать будут тайно. Это облегчает дело тем, кто втайне не хотел бы поддерживать Филарета.
Как уже заявлял украинский политолог Сергей Якубин: «Собор может превратиться в громкий скандал и громкий пшик».
И это понимают его потенциальные участники. Поэтому они и не торопятся декларировать свою верность Фанару. Ведь рано или поздно, но встанет вопрос дележа епархий и приходов. И это создаст ситуацию, когда на каждую епархию будет несколько претендентов: бывшие архиереи УАПЦ, УПЦ КП и, возможно, УПЦ. Как и кто будет разрешать все эти конфликты? Наше издание уже писало об этой проблеме.
Все понимают, что Фанар постарается забрать себе самые «вкусные» приходы: лавры, большие монастыри и т.д. Но при этом нет уверенности в том, что удастся получить эти приходы безболезненно. Кто является гарантом и драйвером процесса на Украине? Порошенко. Но у Порошенко тоже нет основательной позиции — его ставленник колеблется, а может быть уже и от казался от участия в руководстве ПЦУ, а да и сам Порошенко в стране, хоть и с объявленным военным положением, все-таки "хромая утка". А выборы уже в марте.
При этом, исходя из сказанного спикером автокефалистов архимандритом Кириллом Говоруном, УПЦ после 15 декабря назовут раскольниками: «После 15 декабря: <…> нынешний Киевский митрополит УПЦ потеряет свою легитимность и не будет считаться таким… В случае если епископы УПЦ откажутся признавать решения Константинополя, их может ожидать церковный суд в Константинополе и санкции аж до лишения сана…. Поэтому, если какие-то епископы УПЦ будут лишены своих епархий или даже сана вследствие участия в объединительном соборе 15 декабря или позже… эти решения не имеют для Константинополя силы».
После этого власть включит на полную мощность пресс давления на УПЦ и начнет отбирать храмы.
Создавая новую церковь на Украине и способствуя гонениям на каноническую УПЦ, Константинопольский патриархат создает прецедент легализации раскольников без покаяния и деканонизирует великих святых, которые выступали против объединений с раскольниками и униатами: святителя Димитрия Ростовского, Иоасафа Белгородского, Иоанна и Павла Тобольских, Софрония Иркутского, Филофея (Лещинского) и многих других.