Об этом он сказал на пресс-конференции в редакции «Комсомольской правды» в среду, 21 ноября 2018 года, отвечая на вопрос корреспондента издания Украина.ру.
«Посмотрите: ну реально же, когда дело касается граждан Таджикистана, Молдовы или, допустим, Киргизии. А почему это должно быть нереально в случае с Украиной? Вся проблема — достучаться до самого верха. И мне кажется, что это всё-таки проще, чем изобретать какие-то велосипеды заново, — что только не предлагается… вместо того чтобы принять решение, которое снимет проблему», — отметил Затулин.
По его словам, комитет Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками подготовил ряд предложений для включения в План мероприятий по реализации обновлённой Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг. В частности, комитетом предлагается «провести «миграционную амнистию в России для беженцев с Украины, упростить получение вида на жительство, а также гражданства для них и жителей Крыма, не получивших гражданство в порядке оптации».
В этих целях необходимо поддержать принятие в Госдуме внесённый 25 июня 2018 года законопроект о внесении дополнений в законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О гражданстве Российской Федерации». Эти дополнения, если они будут приняты, позволят гражданам Украины «продлевать без выезда с территории России временное в ней пребывание, а затем — в упрощённом порядке получать вид на жительство и гражданство Российской Федерации».
Ранее глава Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины Лариса Шеслер, выступая на посвящённой миграционным вопросам пресс-конференции в рамках спецпроекта «Украинское досье» редакции издания Украина.ру, отметила, что обновлённая концепция миграционной политики РФ даёт основания надеяться на то, что этих проблем станет меньше, но пока существенных улучшений не наблюдается.
По её словам, в 2017 году 250 тысяч граждан всех стран получили российское гражданство, из них — около 80 тысяч граждан Украины.
«Сравните с теми миллионами, которые приехали сюда, которые хотели бы получить российский паспорт, — это в общем цифра ничтожная», — сказала Шеслер. Она добавила, что, по данным миграционной службы, в 2017 году в два раза выросло количество тех граждан Украины, кому запрещён въезд на территорию РФ после временного (и вынужденного — после 90 дней пребывания в РФ) выезда на Украину. Лариса Шеслер подчеркнула, что проблему может решить только миграционная амнистия, которая «исключит возможность закрыть въезд таким людям».
Есть у мигрантов с Украины и множество других проблем: так, требование регистрации по месту фактического проживания очень сложно выполнить, в результате большинство снимающих жильё украинцев (и не только) автоматически попадают в категорию нарушителей. Ещё об одной существенной проблеме ранее рассказала блогер и автор Украины.ру Светлана Пикта — многодетная мать, которая была вынуждена покинуть Киев из-за преследования её семьи национал-радикалами. Сейчас она находится в процессе обретения российского гражданства.
По словам Пикты, для переезда и адаптации в РФ нужно много денег — одни только многочисленные и обязательные переводы документов «раздевают до нитки», вообще «пока ты станешь гражданином, можно по миру пойти». Хорошо, если люди помогут, а если нет?
Константин Затулин отметил, что все эти проблемы исполнители видят и утверждают, что разрабатывают меры, которые позволят эти вопросы решить. Но…
«Мы не видели никаких текстов», — сказал депутат, пояснив, что комитет рассылает соответствующие предложения и проекты, а вот с профильным министерством и в целом с законопроектами правительства — «обратная ситуация».
«Мы работаем, до вас дойдёт, мы там примем, мы предложим и так далее…» — описал депутат суть месседжей от чиновников. Впрочем, отметил депутат, в МВД обещают подготовить законопроект, предусматривающий увеличение срока пребывания в стране для беженцев с Украины с 90 до 180 дней без выезда из России.
«И всё… А проблема-то в чём состоит? В 2014 году въехало к нам 2 миллиона человек из охваченных всякими событиями регионов Украины. Эти люди, как правило, не могут и не собираются возвращаться на Украину. Из них натурализовались в какой-то форме, получили вид на жительство или гражданство Российской Федерации 500 тысяч (человек. — Ред.). А остальные — нет. И все они, если не выезжают каждые 90 дней за пределы РФ, являются правонарушителями. Сотни тысяч людей находятся в серой зоне, на полулегальном положении, потому что они боятся пойти в органы. Если они пойдут на 91-й день своего пребывания в России, то они формально — нарушители. Их можно депортировать, что, собственно, начало происходить», — сказал депутат.
Затулин отметил, что он и его коллеги предлагают «не заниматься этим, когда дело касается Украины».
«Мы не называем это в законе нигде миграционной амнистией, но по сути это миграционная амнистия. Есть у нас практика миграционных амнистий? Да пожалуйста! По просьбе президента Молдавии — в отношении граждан Молдавии, по просьбе президента Таджикистана — в отношении граждан Таджикистана, и теперь по просьбе президента Киргизии — для граждан Киргизии. На сайте киргизского посольства в России написано: «Дорогие соотечественники, те, кто нарушил, кто был депортирован и т.д., решается вопрос об освобождении вас от этого наказания». Потому что решение принято на самом высоком уровне: президент один обратился к президенту другому, то есть к президенту Путину, принято решение. Президент Порошенко не обратится к президенту Путину, как и президенты других некоторых государств… Но люди-то? Это же наши соотечественники. И мы предлагаем снять с них это заклятие, чтобы отменили к ним всякие меры принуждения», — сказал политик.
По его словам, тогда беженцы с Украины смогут через 90 дней (или через 180, если выполнит своё обещание МВД) приходить и снова регистрироваться, но без выезда из России.
«Потому что Украина — в известных отношениях с Россией, известно, что там происходит… Почему это не учитывается?» — задал Затулин риторический вопрос, добавив, что, тем не менее, внесённый 25 июня законопроект о миграционной амнистии пока что получил «неуд» со стороны правительственных и прочих органов».
Он подчеркнул, что предлагаемые депутатами законопроекты ложатся под спуд, а в это же время звучат обещания произвести на свет некие акты, которые «всех устроят». Но не производят или производят не то. Что касается «миграционных» проектов, внесённых депутатами, то, по словам Затулина, практически все они заблокированы с точки зрения их прохождения в Государственной Думе, вето, которое наложено или правительством, или Администрацией президента РФ.
Депутат отметил тот факт, который отмечали ранее и эксперты в ходе дискуссии, состоявшейся в рамках спецпроекта «Украинское досье»: в результате запретительных инструкций и несовершенного законодательства Россия начинает проигрывать другим странам конкуренцию за руки и головы украинцев.
«Мы гордились несколько лет назад, что у нас прирост населения. Теперь у нас убыль населения, она восполняется только в результате миграции. Но вот такое хозяйничанье в делах миграции бестолковых или преступных людей привело к тому, что миграционные потоки, в том числе с Украины, развернулись в другую сторону. Сегодня (…) мигранты с Украины — двигатель польской экономики. Во всём мире конкурируют за руки и головы. Мы по-прежнему конкурируем только за право поставлять газ. А на самом деле мы должны конкурировать за это — эти люди создадут новый ВВП, когда сюда приедут», — сказал Затулин.
Он также развеял страхи своих оппонентов, что переселенцы якобы разрушат пенсионную систему: «Это чушь, в составе переселяющихся… всего 6% пенсионеров, пенсионеры никуда с места не трогаются, как правило; основная масса (71%) — трудоспособное население». Плюс 23% — «дети, которые вырастут и будут трудоспособными».
Напомним, президент Российской Федерации Владимир Путин 31 октября 2018 года утвердил Концепцию государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. Документ направлен на формирование более комфортных условий для переселения в Россию соотечественников из-за рубежа, снижение бюрократических барьеров.