Киевские власти продолжают «стрелять в прошлое» польско-украинских отношений. Сегодня Верховная Рада Украины постановила отметить на государственном уровне 75-ю годовщину начала депортации «автохтонных украинцев» с Лемковщины, Надсянья, Холмщины, Подляшья, Любачивщины и Западной Бойковщины в 1944-1951 годах.
Документ и пояснительная записка к нему изобилуют манипуляциями и односторонним освещением событий. Они явно были подготовлены сотрудниками Института национальной памяти Украины, возглавляемого печально известным Владимиром Вятровичем.
Авторы себя не сдерживали
Начнем с того, что в 1944-51 годах большинство переселенцев из Польской Народной Республики на территорию УССР никакими «украинцами» себя не считали, а назывались русинами, лемками и бойками. Но для авторов постановления это неважно, их цель — обвинить поляков в «приостановлении тысячелетнего существования самой западной ветви украинства» и назвать территории нынешней Польши «родными украинскими землями».
В преамбуле принятого постановления также сказано, что «в течение многих веков автохтонные украинцы на этих территориях испытывали постоянные притеснения и преследования от колонизаторов за свою веру, язык, землю; многочисленные человеческие жертвы, духовные и материальные потери, неоднократные принудительные выселения».
Но если официальный парламентский документ ещё сохраняет какую-то дипломатичность, хотя и рекомендует Порошенко объявить 2019-й годом памяти депортированных из Польши украинцев и поручает правительству, министерствам культуры и образования и Гостелерадио провести пропагандистскую кампанию по этом поводу, то авторы пояснительной записки к постановлению Верховной Рады себя не сдерживали. Тут и цитаты из воспоминаний командиров подразделений УПА* о «польской банде, которая распяла в церкви двух маленьких украинских детей», и вывод о том, что все действия польских властей «по международному праву имеют признаки геноцида этнического украинского народа».
Сокрытие исторической правды
Но главная манипуляция принятого решения — в нем нет ни слова о том, что в ходе реализации «Соглашения между Правительством Украинской Советской Социалистической Республики и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР» от 9 сентября 1944 года, 75-ю годовщину подписания которого де-факто собираются отмечать, из Украины в Польшу переселили более 800 тысяч поляков.
Авторы пояснительной записки это число прекрасно знают. Они пишут о «переселении более 700 тысяч украинцев-автохтонов», хотя официально с родных земель были вывезены около 660 тысяч русинов, лемков, бойков и людей из смешанных польско-русинских семей. Более 520 тысяч — на территорию Украины в 1944, 1946, 1948 и 1951 годах, а также почти 140 тысяч — на северные и западные земли Польши, ранее входившие в состав Германии, в ходе операции «Висла» в 1947-м.
Отмечу, что формально все выселенные в 1944-46 годах с территории УССР поляки были ее гражданами, но никакого сожаления относительно их депортации парламент Украины высказывать не собирается. В отличие от польских коллег в аналогичной ситуации: Сейм Республики Польша еще в августе 1990 года осудил проведение операции «Висла» как «насильственное переселение граждан Польши».
Собственно, именно эта акция является наиболее известной, хотя в ходе «обмена населением» депортированных с обеих сторон было значительно больше. В 2002 году президент Польши Александр Квасьневский высказал соболезнования всем пострадавшим от операции, а в феврале 2007-го президенты Польши Лех Качиньский и Украины Виктор Ющенко в совместном заявлении к 60-й годовщине операции «Висла» осудили ее, как нарушившую базовые права человека.
Реакция Польши будет резкой
Примечательно, что руководимый бандеровцами «Всемирный Конгресс украинцев» тогда этим не удовлетворился, а потребовал от Польши официальных извинений перед жертвами операции «Висла» и выплате им компенсаций.
Но это требование польские власти тогда проигнорировали, а 70-ю годовщину операции «Висла» в прошлом году и вовсе попытались замолчать. Тогда Министерство внутренних дел и администрация Польши не поддержали ни один проект, предложенный лемковскими и украинскими организациями страны к этой годовщине, а на памятные мероприятия в Перемышле прибыли только представители польской оппозиции во главе с Адамом Михником (хотя это родной город спикера Сейма Польши Марека Кухциньского).
На сегодняшнее постановление Верховной Рады Украины польские политики и СМИ пока не отреагировали. Однако можно не сомневаться, что реакция будет резкой.
К примеру, на недавнее решение Львовского областного совета о необходимости демонтажа скульптур львов на «Кладбище Орлят» во Львове как «символа польской оккупации» польский сенатор от правящей партии «Право и справедливость» Ян Жарынь ответил так: «Украинцы уничтожают не только историю Львова, но также себя самих и показывают себя ничтожным народом».
Собственно, нарастающий с 2015 года польско-украинский конфликт относительно исторической памяти подтверждает слова великого Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».