В 2017 году Командование специальных операций США опубликовало объявление о контракте в рамках программы американского правительства США по исследованию инноваций в сфере малого бизнеса и призвало частные компании к подготовке производственных мощностей для изготовления аналогов легкого пулемета ПКМ под патроны калибра 7.62Х54 мм, а также крупнокалиберного пулемета НСВ под снаряд 12.7×108 мм. После этого компании Dillon Aero, Knight's Armament Company и McNally Industries получили заказы на проведение исследований относительно возможности производства этих пулеметов. Об этом сообщил веб-сайт Military Times.
«Если кто-то хочет вести эту работу легально, по всем правилам, то пусть приходят в Рособоронэкспорт и обсуждают, — заявили 10 октября 2018 года представители российской корпорации «Ростех», в состав которой входят различные фирмы, включая «Концерн Калашников». — В противном случае речь идет о незаконном копировании российских разработок. Проще говоря, о воровстве».
«Некоторые страны имеют лицензии на производство российских пулеметов этих моделей, однако США в этом списке не значатся», — заявил в тот же день Виктор Бондарев, председатель комитета Совета Федерации России по обороне и безопасности в интервью государственному новостному агентству ТАСС. — Если Соединенные Штаты намерены перейти к конкретным действиям в попытке использовать наши технологии без соответствующего разрешения и начнут процесс инжиниринга и производства наших крупнокалиберных пулеметов на своей территории, то мы в таком случае ответим быстро и решительно».
Эти комментарии «Ростеха» и Виктора Бондарева подчеркивают одну из причин, по которой Командование специальных операций в первую очередь работает над реализацией этого проекта. С 2014 года американское правительство ввело целый ряд санкций в отношении различных российских производителей вооружений, включая «Рособоронэкспорт», и сделано это было среди прочего из-за действий Кремля на Украине, в Сирии, а также из-за вмешательства в избирательный процесс в Америке.
Все это сделало почти невозможным приобретение таких пулеметов, как ПКМ и НСВ, непосредственно у России и существенным образом повлияло на американские программы военной помощи, а также привело к принятию решения о замене вертолетов Ми-17 российского производства в составе афганских военно-воздушных сил на американские UH-60 «Черный Ястреб» (Black Hawk).
Подрядчики Министерства обороны США, находящиеся в некоторых странах НАТО, а также в других явно дружественно настроенных странах, включая Украину, все еще производят копии или модифицированные образцы оружия советской эпохи и поэтому являются альтернативными источниками их получения. Возможно, они не имеют таких возможностей, которые отвечали бы потребностям Америки, или не могут выполнить заказ достаточно быстро.
Надежная цепочка поставок таких вооружений, полностью размещенная на территории Соединенных Штатов, могла бы в значительной мере упростить логистику. Кроме того, это помогло бы обеспечить единообразие вооружений, которое приобретается американскими военными для своих союзников, а также для собственного использования. Штурмовые винтовки и пулеметы советского образца, которые правительство Соединенных Штатов получает от таких стран, как Болгария, Венгрия и Румыния, возможно, являются идентичными в функциональном плане, однако их детали необязательно совпадают на 100%.
«Изготовленное в зарубежных странах оружие не обладает взаимозаменяемостью деталей и не стандартизовано, что осложняет процесс комплектования и хранения запасных частей, — подчеркивается в опубликованном в 2017 году Командованием специальных операций США объявлении о поиске возможных производителей. — Налаживание местного производства для иностранных видов вооружений решает все эти вопросы, поскольку такой вариант является экономически целесообразным, укрепляет военно-промышленный комплекс страны, обеспечивает наличие надежной и безопасной цепочки поставок, а также сокращает время выполнения заказов».
Что касается заявлений России относительно возможного воровства интеллектуальной собственности и планов относительно попыток заблокировать это программу американских военных, пока не ясно, будут ли законными эти иски по поводу американских образцов.
В планах Командования специальных операций конкретно говорится о том, что эти образцы вооружений должны «быть похожими» на ПКМ и НСВ, но они необязательно должны быть их копиями.
Если эти винтовки и пулеметы используют те же патроны, которые имеются в большом количестве, и имеют те же основные механизмы, то будет довольно легко иностранным вооруженным силам перейти на изготовленное в Америке оружие и отказаться от советских образцов. Это также облегчит логистическое бремя и бремя обслуживания при использовании совершенно новых образцов вооружений.
Даже если в этих новых образцах будут присутствовать элементы конструкции ПКМ и НСВ, то не ясно, будет ли это юридическим препятствием для их производства. Частные компании, сфокусированные на гражданском рынке США, производят компоненты для различных образцов вооружений советской эпохи — для винтовок, ружей и пулеметов, и, похоже, они не платят никаких лицензионных сборов и никаких авторских отчислений «Ростеху».
Кроме того, не в первый раз американские компании будут производить копии вооружений советского времени и продавать их без серьезных для себя последствий. Американская фирма AirTronic USA производит свой собственный вариант ставшего иконой противотанкового гранатомета РПГ-7 и продает его в том числе американским военным и украинской армии.
Поэтому вполне возможно, что позиция Кремля по сути отражает озабоченность по поводу того, что американские компании, производящие образцы вооружений в советском стиле или улучшенные их версии, могут стать вызовом для традиционных удерживаемых Россией зарубежных рынков, даже за пределами разработанных американскими военными программ помощи. Те компании, которые участвуют в программах Командования специальных операций, имеют серьезную репутацию и хороший послужной список в том, что касается производства качественных товаров. Фирма Knights Armament известна во всем мире именно как производитель высококачественных видов стрелкового оружия.
Возможно, эта программа позволит вытеснить русских с прибыльного коммерческого рынка в самих Соединенных Штатах, поскольку производители оружия, как правило, делают разрешенные гражданские версии этих видов оружия для продажи их частным гражданам. В апреле 2018 года «Рособоронэкспорт» прямо обвинил Соединенные Штаты в использовании санкций просто для того, чтобы попытаться убрать эту российскую компанию с международного рынка вооружений. «Это нечестная конкуренция в своем чистейшем виде», — подчеркнула в интервью агентству «Рейтер» официальный представитель «Рособоронэкспорта».
Мы ничего не знаем о предполагаемом графике перехода Командования специальных операций от существующей уже Фазы I к Фазе II и к Фазе III, последняя из которых означает наличие полной производственной линии для создания этих образцов оружия. Если американо-российские отношения быстро не улучшатся в ближайшее время, мы сможем увидеть американских союзников и даже некоторых солдат США, вооруженных советскими пулеметами американского производства.
Joseph Trevitick