Заседание этого высшего представительского органа русинов-украинцев Дунайской монархии было созвано во Львове 18 октября на основании изданного тремя днями ранее Манифеста императора Карла I о федерализации Австрии, в котором было сказано:
«К народам, на чьём самоопределении будет основана новая империя, обращаюсь я, дабы участвовали в сём великом деле посредством национальных советов, которые, будучи составлены из депутатов от каждого народа, должны представлять интересы оных народов в их отношениях между собой и с моим правительством»
В состав Украинского национального совета (УНС) входили все украинские представители в обеих палатах парламента Австро-Венгрии (Палаты депутатов и Палаты господ), а также краевых сеймов Галиции и Буковины, и по три представителя украинских партий от этих земель.
Кроме того, в Совет были кооптированы выдающиеся беспартийные специалисты, представители епископата, молодежи, а также национальных меньшинств (которые этим правом не воспользовались).
Всего УНС формально состоял из 150 членов, хотя поначалу планировалось, что их будет 226, из них пропорционально проценту от общего количества населения украинцев должно было быть 160, поляков — 33, евреев — 27, немцев — 6.
Фактически же в собрании 18-19 октября, состоявшемся в Украинском народном доме во Львове, приняли участие около 500 человек.
19 октября на нём была принята Прокламация Украинского национального совета, которая провозгласила этот орган конституантой, а Восточную Галичину с включением Лемковщины, Северо-Западную Буковину и часть Северо-Восточной Венгрии — «украинской национальной территорией», на которой должно быть создано украинское государство.
В Прокламации фактически было признано, что УНС представлял исключительно украинскую общину Буковины, Галичины и Подкарпатья: национальные меньшинства в документе призывали «немедленно выслать своих представителей в Украинский Национальный Совет в количестве, соответствующей их числу», при этом было подчёркнуто, что «жиды признаются отдельной национальностью». Более того, в Прокламации было обещано, что в конституции будущего государства будут предусмотрены права национально-культурной автономии и представительства национальных меньшинств в правительстве.
Однако поляки, составлявшие более четверти населения Восточной Галичины, надеялись на присоединение всей бывшей коронной земли Галиция и Лодомерия к Польше. Созданная в Кракове польская ликвидационная комиссия намеревалась переехать во Львов и там провозгласить присоединение к возрождённой Польше польских провинций Австро-Венгрии.
Поэтому, хотя провозглашение украинского государства во Львове было намечено на 3 ноября, известие о планах краковской комиссии заставило украинцев поспешить. В ночь на 1 ноября 1918 года части Украинских сечевых стрельцов (украинские национальные части в австрийской армии) провозгласили власть УНС во Львове, Станиславе (ныне Ивано-Франковск) и Тернополе. В тот же день во Львове началось восстание поляков, которое переросло в полномасштабную польско-украинскую войну.
1 ноября 1918 года австрийский губернатор во Львове Карл фон Гуйн передал власть вице-губернатору Владимиру Децкевичу, признанному Украинским Национальным Советом. 3 ноября УНС издал манифест о независимости Галичины, в тот же день о присоединении украинской части Буковины к украинскому государству было объявлено на вече в Черновцах.
9 ноября 1918 года Украинский Национальный Совет принял декларацию о создании Западно-Украинской Народной Республики на территории Галичины, Буковины и Закарпатья, хотя реально власть ЗУНР так и не была распространена на эти территории: 1 декабря 1918 года вся Буковина вошла в состав Румынии, а 16 июля 1919 года вся Восточная Галичина перешла под контроль Польши.
Государство русинов-украинцев, с момента своего создания оказавшееся в ситуации вооружённого конфликта с другими нациями, также столетиями жившими на территории Буковины, Галичины и Подкарпатья, прекратило свое фактическое существование. Финальным аккордом этого стало вхождение Подкарпатья в состав Чехословацкой республики 10 сентября 1919.
К сожалению, даже через 100 лет на территории государства, которое называет себя украинским и занимает большинство территорий, перечисленных в Прокламации Украинского Национального Совета от 19 октября 1918 года, упомянутые в ней права национальных меньшинств не просто не реализованы — даже борьба за них признаётся антигосударственной деятельностью.