Есть хорошо известный политический анекдот о жителе западноукраинского села, который деловито поливает машинным маслом овощи на своей огородной грядке.
— Дед, от масла капуста завянет! — удивленно кричат наблюдающие за этим процессом маленькие внуки.
— Зато пулемет под землей не заржавеет! — бодро говорит в ответ им престарелый украинский патриот, не прекращая щедро поливать землю из своей старой масленки.
Эти апокрифические легенды о сохранившихся с бандеровских времен схронах со старым стрелковым оружием были популярны на Волыни и в Галичине еще в совершенно мирные девяностые годы. Хотя, разумеется, советские чекисты давным-давно ликвидировали эти тайники, а хранившиеся в них шмайсеры и ППШ в лучшем случае представляли какую-то ценность только в качестве экспонатов исторического музея. Вплоть до майдана Украина была мирной страной, где правоохранительные органы без особых проблем держали под контролем теневой рынок оружия. Но уже после того, как правые боевики захватили оружейные арсеналы в западноукраинских городах, сразу же передав их содержимое побратимам в центре украинской столицы, в стране начали формироваться огромные запасы никем не учтенных стволов, быстро превращая нашу европейскую державу в туземный аналог заваленных «левым» оружием латиноамериканских или африканских стран.
Сегодня этот процесс достиг своего символического апогея — согласно обнародованным сегодня официальным данным департамента превентивной деятельности Национальной полиции Украины, которая ответила на запрос сотрудников немецкого СМИ, на руках у граждан страны находится 892 854 единицы нарезных ружей и гладкоствольного оружия. При этом, эксперты подчеркивают, что реальное количество неучтенных стволов может превышать несколько миллионов, поскольку все последние годы их массово и совершенно бесконтрольно вывозят во все регионы Украины из зоны АТО, списывая пропавший огнестрел на потери во время боевых действий.
«С 2014 года Украина стала европейским лидером на рынке нелегального оружия и боеприпасов. Как предполагают в «Украинской ассоциации владельцев оружия» (официальной статистики не существует), с тех пор показатель неучтенного оружия мог вырасти до 5 млн «стволов» — от пистолетов Макарова и ТТ к автоматам Калашникова различных модификаций. И это речь только об огнестрельном оружии. А на нелегальном рынке едва ли не большим спросом пользуются гранаты и взрывчатка, а также различные гранатометы», — пишет британское издание ВВС.
«По данным украинских экспертов, 1,5 миллиона украинцев имеют оружие, хотя бы раз прошедшее регистрацию. Американские же аналитики оценивают суммарно легальное и нелегальное огнестрельное оружие в 4,4 миллиона. Для сравнения, самая крупная армия в мире, китайская, насчитывает 2,5 миллиона бойцов. Ни разу в истории Украина не шла на выборы с таким количеством оружия на руках», — дополняет эту информацию блогер Владислав Михеев.
Да, это так — даже такой вид оружия, как гранатомет становится банальностью для криминальной хроники городов и сел Украины. Так, член ультраправой партии «Свобода», черниговский волонтер Анатолий Курач принес одну такую «трубу», в сельскую школу — в результате чего трагически погибла местная учительница. Однако, не так давно запуганный местными нацистами суд оправдал этого человека. Поскольку, по мнению судей, желание познакомить местных детишек со смертельно опасным РПГ — несмотря на нарушение всех мыслимых статей уголовного кодекса — является похвальным проявлением патриотического энтузиазма.
Что же касается различных историй с осколочными грантами, которые едва ли не каждую неделю взрываются посреди дворов, в общественном транспорте или в жилых домах украинцев, они уже давно рассматриваются в качестве скучной банальности, и проходят в качестве третьеразрядных новостей украинских СМИ.
Впрочем, оценивая информацию криминалистов, стоит отметить важный момент, который отражает динамику изменений на рынке нелегального оружия в Украине. Если еще год или два назад на нем доминировали бывшие комбатанты из числа ветеранов разнообразных парамилитарных формирований, то сегодня пистолеты или гранаты все чаще находятся правоохранителями у самых обычных, далеких от преступности обывателей. Причем, всем ясно, что эти люди собираются оборонятся не от российских войск, а от персонажей вроде упомянутого выше Анатолия Курача, который безнаказанно устроил взрыв гранаты в провинциальной школе.
Согласно информации председателя «Украинской ассоциации владельцев оружия» Георгия Учайкина цена автомата Калашникова составляет сейчас менее тысячи долларов — а объявления о продаже разнообразных стволов можно увидеть на каждом заборе в районе метро «Дарница» или «Героев Днепра». И в условиях нарастающего разгула преступности, когда население хронически не доверяет импотентной селфи-полиции, украинцы все чаще рассматривают такие покупки в качестве выгодного вложения своих наличных средств. Ведь если завтра страна скатится в полный хаос, большинство людей будут отстаивать безопасность своего имущества и семьи исключительно за счет заботливо припрятанных сувениров из зоны АТО.
Конечно, этих украинцев можно понять — но важно осознавать тот факт, что массовое распространение оружия само по себе является одним из критических факторов, которые формируют предпосылки для бесконтрольного роста криминального насилия и перманентной гражданской войны всех против всех. То, что, украинцы тотально вооружаются, всего лишь является показателем деградации системы государственной власти и девальвации доверия к ее стагнирующей правоохранительной системе. Но ужас этой ситуации заключается в том, что практически каждый припрятанный сейчас ствол однажды может выстрелить, а привезенные с Донбасса гранаты однажды взорвутся — возможно, где-то недалеко от нас. Забирая все новые и новые жизни ни в чем не повинных граждан агонизирующей страны, которая по-настоящему превращается в известную нам из анекдотов страну оружейных схронов.