«К нему у нас вопросов нет», — отметил Луценко, добавив, что Коболев получил премию согласно решению наблюдательного совета компании о премировании.
Однако вопросы были и есть у многих граждан самой бедной страны Европы, где о премиях такого размера ранее никто и не слышал. Сопредседатель фракции «Оппозиционного блока» Юрий Бойко на днях подчеркнул, что задолженность всем украинским шахтерам за их нелегкий труд меньше, чем премии, которые руководство «Нафтогаза» выписало само себе.
«Особый цинизм в том, что задолженность всем шахтерам Украины меньше, чем премия, которую недавно получило руководство «Нафтогаза», — отметил Юрий Бойко.
Стоит напомнить, что 28 февраля Стокгольмский арбитраж удовлетворил требования «Нафтогаза» по иску к «Газпрому». «Нафтогаз» добился компенсации в сумме 4,63 млрд долл. за недопоставку «Газпромом» согласованных объемов газа для транзита. По этой причине в мае этого года наблюдательный совет НАК «Нафтогаз» на радостях решил сам себя не обделить и выплатить «себе любимым» премии на сумму $46,3 млн, то есть 1% от суммы выигрыша.
Все дело в том, что получить эти средства с «Газпрома» «Нафтогазу» не удалось, однако премии себе уже выплачены и потрачены, несмотря на то, что 13 июня Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) удовлетворил ходатайство «Газпрома» и приостановил исполнение решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма от 28 февраля 2018 года по спору с НАК «Нафтогаз» в рамках контракта на транзит газа.
Кроме того, перспективы получить когда-нибудь деньги с «Газпрома» тают буквально на глазах. Как заявил президент РФ Владимир Путин в ходе пресс-конференции с лидером США Дональдом Трампом, Москва готова продлить транзитный газовый контракт с Киевом при условии, что спор компаний в Стокгольмском суде будет урегулирован.
Миллионные премии, выписанные самим себе за сомнительную «победу» раскритиковал премьер-министр Гройсман, назвав это «перебором», но, как говорит украинский корреспондент Игорь Москалевич, у «Нафтогаза» на фоне открытой войны с Гройсманом резко улучшились отношения с Банковой, то есть с администрацией президента. В этих дружественных отношениях с Порошенко, скорее всего, и кроется основная причина отсутствия претензий у Генпрокуратуры в премировании за несуществующую победу.
Почему же так поторопилось руководство «Нафтогаза»? Ответ кроется в нестабильности ситуации в государстве и вероятной смене власти. Иными словами, даже если компании и удастся вдруг когда-нибудь получить с «Газпрома» некую сумму, то пока деньги поступят, их, скорее всего, получат уже другие люди.
«Премии назначались как процент от ожидаемой прибыли, и выдавать их должны были после получения денег от «Газпрома». Но выплат еще нет, зато премии уже освоены. Просто ребята из «Нафтогаза» понимают, что когда «Газпром» заплатит, их уже не будет у руля, а может, и в Украине», — прокомментировал баснословные премии украинский блогер Геннадий Рябцев.
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев уже получил 207 млн грн (7,9 млн долл.). Все, полученные на свой счет гривны Коболев решил потратить на покупку долларов США, указав причину: помощь семье.
Затем, вскоре после начисления премии, Андрею Коболеву купили бронированный автомобиль — Cadillac Escalade, поскольку, по словам службы охраны, ему стали поступать угрозы жизни. Цена такого автомобиля на Украине стартует от 4 млн грн.
Стоит отметить, что речь идет далеко не о нуждающихся людях. Еще осенью 2017 года был обнародован акт ревизии Государственной аудиторской службы деятельности «Нафтогаза», согласно которому, за 2016 год председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев получил вознаграждение 19,3 млн гривен (около 1,6 млн грн в месяц).
Его коллеги из руководства «Нафтогаза» тоже отнюдь не бедствовали, в отличие от подавляющего большинства украинцев. Сергей Коновец получил 11,1 млн гривен (по 900 тысяч в месяц), Сергей Перелома — 10,5 млн гривен (875 тысяч в месяц), Юрий Колбушкин — 10,2 млн гривен (850 тысяч грн в месяц).
Это при средней зарплате в Киеве — около 7 тысяч гривен, а по Украине в целом — 4 тысячи…
Вместе с тем руководство «Нафтогаза» регулярно обращается к украинцам с призывом «затянуть пояса». В марте Андрей Коболев обвинил жителей страны в неэффективном потреблении газа. В июне Коболев сообщил, что его предприятия готовы отключить от газоснабжения 129 населенных пунктов в 16 областях Украины, если государственные регуляторы не предусмотрят в тарифе на газ для конечных потребителей плату за использование сетей НАК «Нафтогаз Украины».
В своем письме Коболев указывает, что «Нафтогаз» является владельцем объектов газораспределительных систем совокупной стоимостью 588 млн гривен и хочет получать плату за эксплуатацию этих сетей наравне с государством.
Тем временем, киевляне, которые уже несколько месяцев сидят без горячей воды, могут остаться и без света с 1 августа, так как столичные власти не могут договориться с НАК «Нафтогаз» о поставках газа. Как комментирует сложившуюся в Киеве ситуацию политический аналитик Тарас Загородний, нет ничего удивительного в том, что в Киеве уже который год проблемы с горячей водой.
«Пока киевляне активно барахтаются в тазиках и срочно покупают бойлеры, «Коболев вместе со своей компанией выписывают себе премии на несуществующие прибыли и присматривают себе домик подальше от простодушных и легковерных «индейцев», где-нибудь недалеко от Лондона и Темзы», — пишет Загородний.
В данном же контексте стоит напомнить, что вопросов у Генпрокуратуры нет и к сыну министра внутренних дел Александру Авакову и экс-заместителю главы МВД Сергею Чеботарю, обвинявшихся в хищении средств, выделенных на пошив рюкзаков для МВД.
В НАБУ назвали это решение непонятным и непоследовательным, поскольку есть все доказательства вины подозреваемых. Ответственность в этом уголовном производстве понесет третий подозреваемый, представитель фирмы-победителя тендера на поставку рюкзаков Владимир Литвин, который, по словам прокурора, признал вину в мошенничестве и подделке документов. По сути, сына Авакова вывели из-под удара, взвалив всю вину на подставное лицо — эдакого «зицпредседателя Фунта».
На примере дел против руководства «Нафтогаза» и сына Авакова мы видим систематический уход от ответственности, когда речь идет о баснословных прибылях приближенных к власть имущим. Руководство «Нафтогаза» уже ничуть не смущается, имея «солидную крышу» в лице президента Украины, поэтому чувствует себя вправе выписывать миллионные премии за несуществующие победы, одновременно отключая газ рядовым украинцам и регулярно требуя поднять цены, чтобы получить еще большую прибыль.
Граждане Украины могут быть разве что благодарны, что руководство «Нафтогаза» пока еще не начислило себе премии по новому иску против «Газпрома» на сумму $11,58 млрд. Но и это не за горами.