Об этом заявил генсек Европейской федерации журналистов (EFJ) Рикардо Гутьеррес на конференции «Усиление свободы и плюрализма средств массовой информации в Украине» которая прошла в Киеве при участии ОБСЕ.
Он привел в пример убийства Олеся Бузины и Павла Шеремета, уточнив, что по последнему случаю у следствия вообще отсутствуют подозреваемые. Гутьеррес напомнил о наличии информации, что вечером накануне убийства Шеремета за его автомобилем и вероятной установкой взрычатки наблюдала СБУ.
Украина также вошла в четверку стран Европы, где регулярно арестовывают журналистов.
«Сейчас мы знаем о четырех журналистах в Украине, которые были заключены в тюрьму — Станислав Асеев в Донбассе, Дмитрий Василец и Евгений Тимонин, которых осудили на 9 лет, и журналист Кирилл Вышинский», — сказал Рикардо Гутьеррес.
Следует отметить, что он не упомянул о том, что сейчас за решеткой также находится журналист Василий Муравицкий, а так же о тех журналистах, которые провели не один месяц в СИЗО и были освобождены по причине отстуствия в их действиях состава преступления.
14% нарушений по Украине — это безнаказанность противоправных действий в отношении журналистов. Средний показатель по другим странам Европы составляет всего 4% — Украина таким образом лидирует с огромным отрывом, в 3,5 раза превосходя среднеевропейский уровень.
Еще 19% нарушений — это дискриминация журналистов. И здесь Украина опережает Европу, где данный показатель в среднем составляет 15%.
Также Гутьеррес заявил, что украинские власти позволяют себе язык ненависти и запугивания по отношению к журналистам.
В частности, в этом отметилась пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган, которая после «убийства» Аркадия Бабченко опубликовала список из 26 «зрадофилов», критиковавших правоохранительные органы. В нем в частности присутствуют журналисты Мирослава Гонгадзе и Сергей Томиленко. Упомянута в этом контексте и спикер Рады Ирина Геращенко, которая в мае обвинила Национальный союз по защите прав журналистов в кооперации с кремлевскими пропагандистами.
Гутьеррес подытожил, что украинские журналисты все чаще становятся жертвами вербального насилия со стороны представителей власти.
Генсек EFJ упомянул также инсценировку убийства Бабченко.
«До сих пор (власти Украины — ред.) не объяснили, зачем это было нужно. Все это по-прежнему непонятно. Ясно одно — Украина серьезно пошатнула доверие к себе… это безответственный акт», — сказал он, назвав инцидент манипуляцией общественным мнением и неуважением ко всем действительно, а не мнимо погибшим журналистам.
Любопытно, что участники конференции, имеющей громкое название "Усиление свободы и плюрализма средств массовой информации в Украине", вместо свободы и плюрализма обнаружили вербальное насилие, заключения в тюрьмы и расстрелы журналистов в стране.