Президент Украины Петр Порошенко во время визита в Германию пообещал санкции против российских олигархов.
«Санкции будут максимально синхронизированы с решением правительства США, и, безусловно, в состав санкций будет введен и господин Дерипаска, и другие олигархи», — заявил Порошенко.
По его словам, он уже поручил Службе безопасности Украины, Кабинету Министров, а также Совету национальной безопасности и обороны «подготовить соответствующий проект решения».
Но даже это заявление некоторые украинские политики назвали мягким по отношению к РФ.
«Президент должен не только говорить на пресс-конференциях, а предложить Верховной Раде программу действий по ликвидации присутствия российского бизнеса на территории Украины», — подчеркнул депутат «Народного фронта» Антон Геращенко.
Геращенко указал на провал других программ, в частности маркировки российских продуктов и призвал жестче действовать в отношении олигархов из России.
Однако в самом заявлении Порошенко уже кроется намек на лазейки для ряда олигархов.
«Есть два списка»
Российский олигарх Олег Дерипаска, который в прошлом году в рейтинге Forbes занимал 23-е место среди богатейших россиян с состоянием в $5,1 млрд, пережил «черный понедельник». За один лишь день — 9 апреля — его состояние уменьшилось на $1,6 млрд из-за резкого падения в цене акций его компаний. Причина такого падения — попадание Дерипаски и трех его компаний — «Базовый элемент», En+ Group и UC Rusal.
Таким образом, угроза украинского президента может показаться очень серьезной. Однако это лишь на первый взгляд. Следует отметить, что Дерипаска — не новичок в санкционных списках США. В конце января в Штатах был представлен так называемый «кремлевский доклад», который остряки окрестили «списком российского Forbes». В тот список попали практически все российские олигархи. Однако каких-либо ощутимых последствий для российской экономики январский список, в отличие от нынешнего, не имел. Тогда —в конце января — начале февраля колебания рубля не были такими, как в этот раз. Да и состояние того же Дерипаски не уменьшалось столь стремительно, что и неудивительно. «Кремлевский доклад» был скорее декларативным списком.
Примечательно также, что некоторые фигуранты того доклада, как, например, урожденный львовянин Михаил Фридман, весьма неплохо чувствуют себя в постмайданной Украине, о чем уже писало издание Ukraina.ru.
В апреле же россиян включили в список SDN, означающий полную изоляцию от финансовой системы США. Более того, благодаря принятому в прошлом году закону CAATSA теперь США следят за операциями лиц из такого списка по всему миру и готовы наказывать их помощников из любых юрисдикций.
Что касается Дерипаски, то его список активов на Украине не очень внушителен. Согласно данным госреестра, он владеет Николаевским глиноземным заводом, хотя еще в сентябре прошлого года коллективу завода заявляли, что у завода сменится собственник. Подконтрольное Дерипаске ООО «Гуардон Украина» планировало продать завод партнерам — транснациональной компании Glenocore. Кроме того, UC Rusal принадлежит 29% доли в Запорожском алюминиевом комбинате. 68,01% акций ЗАлК вернули в госсобственность. При этом в СБУ обвинили Дерипаску в уничтожении комбината в интересах своих структур в России. Более того, в октябре 2016 года Украина уже ввела санкции против UC Rusal и связанной с ней кипрской фирмой.
В случае, если у Дерипаски отберут и Николаевский глиноземный завод, перед Украиной остро встанет вопрос о том, куда сбывать продукцию завода. ЗАлК не работает, а это значит, придется выходить на те транснациональные корпорации, которые занимаются производством алюминия — конкурентов UC Rusal. При этом не стоит забывать о введенных США пошлинах на продукцию алюминиевой и сталелитейной промышленности.
Еще один фигурант «свежего» американского санкционного списка — Игорь Ротенберг. На Украине через кирпскую «прокладку» он контролирует около 33% девелопера «ТПС-Недвижимость», которая в свою очередь управляет одним из крупнейших ТРЦ Киева Ocean Plaza. Интересно, что остальные 66,6% компании-девелопера тоже принадлежат россиянам — трасту, действующему, как утверждают СМИ, в интересах семей депутата Госдумы Александра Скоробагатько и одного из богатейших людей РФ, девелопера Александра Пономаренко, что не мешает Ocean Plaza стабильно приносить деньги своим хозяевам, а контролирующей его компании действовать на Украине. Что характерно — Скоробогатько и Пономаренко — фигуранты «кремлевского списка».
«Учитывая то, что несмотря на санкционную политику Украины, объем торговли вырос на треть за прошедший год между Россией и Украиной я думаю, что будут брать сокращенный вариант. Тем более, что европейские партнеры давно делали удивленные глаза, глядя на статистику украино-российских экономических отношений. Они удивлялись тому, что Украина требует от европейских партнеров санкций, но в то же время продолжает тесно сотрудничать с РФ. Думаю, крайне радикальных демонстративных шагов ждать не стоит, это такое политическое заявление», — указывает политтехнолог Андрей Золотарев в комментарии изданию Ukraina.ru.
Он указывает на то, что те российские олигархи, бизнес которых процветает на Украине, уже давно обзавелись своим лобби в стране и их бизнесу вряд ли стоит волноваться.
Свои ребята на Банковой
Слова Порошенко вызвали иронию у украинских экономических журналистов, хорошо разбирающихся в сложных переплетениях политики и экономике на Украине.
«Сразу возникает вопрос — а чего ж ты сразу не «гармонизировал»? Например, того же Бабакова и Ко — члена Совета Федерации РФ и владельца ряда облэнерго в Украине? Ведь в американском санкционном списке тот давно уже есть. При этом в списке президента Украины — его нет. Просто потому, что они друзья и партнеры с президентом Украины», — задает вопрос президенту журналист Александр Дубинский.
Справедливости ради стоит отметить, что против Александра Бабакова США инициировали санкции не в апреле, и даже не в январе, а в июне 2017 года в связи с событиями конкретно на Украине. Однако на украинских делах Бабакова, которого называют мажоритарным акционером ряда облэнерго (а это стратегические для Украины предприятия), а также гостиниц «Премьер-палас» и «Русь», это не сказалось.
Дубинский припоминает Порошенко и то, что по его информации подконтрольный президенту глава Национального банка Украины встречается с представителями российских госбанков и ведет с ними переговоры о стратегии развития.
В то же время на Украине «дочки» госбанков РФ чувствуют себя не очень хорошо. Включенный в апреле в санкционный список председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, ранее заявлял, что банк планирует к лету 2018 года оставить на Украине лишь один или два своих офиса.
«Мы к лету фактически свернем деятельность полностью, у нас останется только один или два офиса в Киеве… Мы сейчас очень жестко закрываем отделения по всей стране и рассчитываемся со всеми вкладчиками», — обещал Костин в кулуарах Российского инвестиционного форума.
Однако на Украине есть и такие российские банки, дела которых идут очень неплохо. В частности — «Альфа-Банк», владелец которого олигарх Михаил Фридман — урожденный львовянин. Украинский «Альфа-Банк» принимал активное участие в организации культурных мероприятий в родном Львове и после Майдана. Его партнер — один из основателей и член наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп» Герман Хан — уроженец Киева.
«У них до сих пор на Банковой довольно неслабое лобби. Заметьте: пошумели там вокруг «Альфа-Банка», и все затихло. У нас же патриоты управляемые. Думаю, их трогать не будут», — отмечает Золотарев.
Таким образом, обещания Порошенко, скорее всего, касаются наиболее жестких — апрельских — санкций США. Но эти санкции практически не затрагивают ни бизнес-партнеров Порошенко, ни тех российских олигархов, лоббисты которых прочно обосновались на Банковой.
Не исключено, что и после «охоты на российских олигархов», как и после предыдущих санкций, введенных Украиной в отношении российского бизнеса, мир с удивлением будет наблюдать, как растет объем торговли между «заклятыми друзьями»: Украиной и РФ.