Нынешняя неделя началась для украинского здравоохранения ударно: крупнейший медицинский университет страны — НМУ имени Богомольца — объявил забастовку.
«Начиная с понедельника 26 февраля учебный процесс и научная деятельность в НМУ имени А. А. Богомольца полностью останавливаются на неопределенное время, а все помещения Университета недоступны для посетителей за исключением помещений клиник, где лечатся пациенты», — говорилось в сообщении представителей университета.
Причина забастовки — «беспрецедентно грубое и незаконное вмешательство руководства Министерства здравоохранения Украины в независимость и самоуправление» университета. Речь идет об отстранении от занимаемой должности ректора университета Екатерины Амосовой.
«Студенты и сотрудники университета заявляют, что дешевые манипуляции и неприкрытое давление со стороны руководства МОЗ являются неприемлемыми. Мы не рабы», — отмечалось в сообщении.
Сотрудники и студенты НМУ выдвинули требования к президенту Петру Порошенко, премьер-министру Владимиру Гройсману, спикеру Андрею Парубию, главе НАПК Наталье Корчак, а также к и.о. министра здравоохранения Ульяне Супрун. От последней требуют среди прочего публичных извинений и отмены кадровых решений.
Однако недовольны Супрун не только в столице. Глава Закарпатской областной государственной администрации Геннадий Москаль на прошлой неделе и вовсе жестко охарактеризовал Супрун.
«На таможне все (вакцина — ред.) растаможено. Это что за еб…ая (ненормальная — ред.)? Может еще какой-то врач поставит ей диагноз. Я поставил ей человеческий диагноз. Ну сколько мы можем дебилов терпеть в правительстве?», — заявил Москаль.
Супрун остается одним из наиболее критикуемых украинских чиновников. И причин этому немало.
Провал борьбы с болезнями и нелюбовь врачей
Слова Москаля в отношении Супрун были вызваны репликой и.о. главы Минздрава о том, что из-за проблем на границе в страну не пропускают вакцину против кори.
«Есть проблемы в Закарпатье, там местная администрация и губернатор… нам сообщили, что они получают 8 тыс. доз от Венгрии, но их должным образом не растаможили, и они словно контрабанда, а теперь врачи не хотят их использовать, и мы им передали дозы», — заявляла Супрун.
По словам Москаля, вопрос давно урегулирован, вакцина была растаможена вовремя, и вакцина используется. Именно благодаря ей и удалось прекратить распространение болезни по региону.
Супрун занялась вопросом с корью неслучайно. На Украине от болезни погибло уже десять человек. Массово заболели дети в Закарпатской, Одесской, Тернопольской, Днепропетровской, Ивано-Франковской областях, Киеве и Львове. Среди причин — отсутствие прививки. Ситуация непростая. К примеру, в Днепропетровской области количество заболевших на рубеже 2017-2018 годов превысило в 30 раз показатель 2016-2017 годов. Об эпидемии в строгом значении слова речи не идет — эпидемический порог не превышен — но показатели по заболевшим очень высоки.
При этом некоторые эксперты предупреждают о других грозящих Украине эпидемиях, к примеру, дифтерии.
«С 2015 года на Украине нет госпрограммы иммунопрофилактики, и новой не принято. А отсутствие такой программы позволяет в ручном режиме использовать госбюджет и не нести никакой ответственности за исполнение или неисполнение тех или иных мероприятий. Поскольку соответствующим документом не установлены критерии, показатели и ответственные», — сообщил в начале февраля экс-глава Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины Святослав Протас.
Медицинская реформа, которую проводит Супрун, вызывает нарекание украинских врачей. Прошлый 2017 год начался с открытого скандала между заслуженным кардиохирургом Борисом Тодуровым и Супрун.
«Я абсолютно ответственно заявляю, (и могу это повторить в суде) ваша небрежность унесла больше жизней украинцев, чем война за последние годы», — заявил Тодуров, обращаясь к Супрун на своей странице в Facebook.
Другой украинский врач, которая стала более известной как политик и один из лидеров Майдана — Ольга Богомолец — является последовательным критиком реформы здравоохранения, проводимой Супрун.
«Принятие правительственной «медреформы» приведет к дальнейшей тенизации экономики. Людям, который вынуждены были выплачивать большие суммы за услуги вторичного и третичного звена медицины, чтобы сберечь деньги на лечение, придется уклоняться от уплаты налогов и соглашаться на зарплаты в «конвертах», — отметила Богомолец 23 февраля.
Так она прокомментировала нормы медреформы, вводящие плату за оказание медицинских услуг. После того, как стали известны ориентировочные цены медуслуг, в украинских СМИ поднялся шквал возмущения: многие из услуг медиков оказались не по карману украинцам.
При этом долгое время ничего не было известно о профильном образовании у Супрун, все знали лишь о том, что она была волонтером на Майдане, а позже помогала АТОшникам.
Несмотря на все вышеперечисленные факты и нелюбовь украинцев, на своем посту Супрун пока ничего не угрожает.
Торпеда по имени Ульяна
Несмотря ни на что, Супрун ничего не грозит. В этом уверены опрошенные изданием Ukraina.ru украинские политологи.
«Положение Супрун не зависит от результатов ее деятельности. Причин тому несколько. Во-первых, она очень удобный громотвод. Никто из украинских министров не возьмется за то, что сейчас делает Супрун, ломая под видом реформы систему здравоохранения. Она такая себе «торпеда», которая разрушает нынешнюю систему здравоохранения, а потом соберет чемоданы и уедет», — отмечает политолог Руслан Бортник.
Вторая причина — поддержка Супрун, которая является гражданкой США, со стороны Запада. Наличие американки в правительстве дает украинскому руководству надежду на нахождение общего языка с зарубежными партнерами.
«В-третьих, она балансирует между группами влияния на Украине. Хотя она назначена президентом, сейчас ее в качестве своего политического актива рассматривает премьер-министр. Хотя премьеру по квоте и не положен контроль над сферой здравоохранения, благодаря Супрун он влияет на Минздрав. Отставку Супрун стоит ожидать лишь с отставкой Гройсмана», — указывает Бортник.
Этим, по его словам, и объясняется политическая стабильность нелюбимой всеми и.о. главы Минздрава.
В свою очередь политолог Константин Бондаренко все же склоняется к тому, что кадровая неуязвимость Супрун в первую очередь связана с тем, что она нужна Западу.
«Она является назначенцем со стороны Соединенных Штатов. В данном случае ни Гройсман, ни Порошенко не могут ее уволить, ведь ее миссия определена не украинскими политиками, властью, а международными структурами. Об этой миссии можно только догадываться. Возможно, она поставлена на свой пост для того, чтобы международные игроки взяли под контроль одну из самых коррупционных отраслей — фармацевтическую», — отмечает он в комментарии изданию Ukraina.ru.
Бондаренко подчеркивает — никто и ничто не сможет помешать Супрун,пока в Вашингтоне не решат, что ее миссия выполнена. «Даже если вся Украина, все сорок с лишним миллионов человек, выступят против Супрун, это ничего не будет значить», — резюмирует Бондаренко.
С ним солидарен и Бортник. «Даже если в стране начнется эпидемия чумы, ее (Супрун — ред.) вряд ли отправят в отставку. Только вместе со всем правительством», — отмечает Бортник.
А это значит, что украинскому здравоохранению пока придется ставить на себе опыты Супрун.