История с полуавтоматической винтовкой, обнаруженной 18 февраля 2014 года (когда начались первые массовые убийства из огнестрельного оружия, погибло около 20 человек) протестующими в багажнике выезжавшей с Евромайдана машины депутата Верховной Рады Сергея Пашинского, вновь актуализировалась.
«Пашинский стрелял из своего автомата короткими очередями», — говорится в показаниях Александра Ревазишвили, которые процитировал РИА Новости его адвокат.
Вопросы к Пашинскому возникли уже во время событий на Евромайдане (руководящая его роль среди протестующих была хорошо известна), тем более, когда после его победы он стал исполняющего обязанности руководителя Администрации президента, в то время, когда высший пост в стране временно занимал (совмещая с руководством Верховной Радой) Александр Турчинов. 21 марта 2014 года Пашинский заявил в интервью LB.ua: «Уже больше двух лет я являюсь заместителем Александра Турчинова, точнее — первым замначальника предвыборного штаба. Более того, когда, во время Майдана, Александр Турчинов возглавлял штаб сопротивления, я также был его заместителем. Мы с Александром Валентиновичем плечо к плечу прошли долгий и непростой путь».
В том же интервью Пашинский озвучил свою версию по поводу винтовки: «Это было 18-го числа. В то утро в парламенте должно было состояться заседание, депутаты собрались в зале, но оно так по сути и не открылось, а по всему правительственному кварталу уже шли бои. Я был сначала в Мариинском парке, потом на Шелковичной, далее — Институтская. Следом — штурм штаба ПР. Потом — Крепостной переулок, Кловский спуск. Все это время я находился в эпицентре событий. Часа в три дня я заметил, что люди собрались вокруг какого-то автомобиля, намечается инцидент. Подошел, увидел, что водитель машины — наш активист, а наших активистов, как уже говорил, почти всех знаю в лицо».
«Это был обычный охотничий карабин. Давайте откровенно: в те дни многие наши активисты ездили с оружием в багажнике — у кого оно было», — заявил Пашинский, добавив, что у стрелка имелось и разрешение на оружие (то есть, тот зачем-то взял с собой в уличный бой идентифицирующие его при задержании документы).
«Более того, этот человек сегодня допрошен в деле о массовых убийствах, — продолжил и.о. главы Администрации Президента. — Как свидетель. Ведь российские каналы утверждали, что Пашинский отпустил снайпера, который убивал людей. Очевидно, следствие должно было разобраться, так ли это».
Ту же версию буквально слово в слово (что уже вызывает подозрение с учетом разницы в несколько лет между первым и вторым интервью) Пашинский, занимавший к тому времени в новом составе Верховной Рады пост председателя комитета по безопасности, повторил 23 ноября 2017 года в эфире телеканала ZIK: «Подошел, увидел, что водитель машины — наш активист, а наших активистов, как уже говорил, почти всех знаю в лицо. Это был обычный охотничий карабин».
«Я не видел проблем с этим парнем. Зовут его Петр Барландин. Он не прячется, он участник АТО. Более того, этот человек был допрошен в деле о массовых убийствах. Как свидетель. Ведь российские каналы утверждали, что Пашинский отпустил снайпера, который убивал людей», — добавил далее в том же интервью Пашинский.
21 марта 2015 года LB.ua опубликовало интервью с Барландиным, который рассказал, что с декабря 2013 года участвовал в протестах на Майдане, и в том числе 18 февраля 2014 года. А наличие винтовки в багажнике автомашины объяснил так: «Понимаете, какое дело. Был у меня период в жизни: я увлекался бильярдом. Так вот, в это время я с собой часто возил кий. Для чего? Ну, возил и все. Так и здесь… Ну, вот так вышло, что оружие лежало в багажнике. Кажется, я его и не вынимал оттуда после последней тренировки». В это объяснение не поверили даже интервьюировавшие его журналисты.
Барландин уточнил марку винтовки: «Карабин охотничий нарезной Norinco CQ, точно аббревиатуру не помню». (Стоит заметить, что копии его документов на оружие с указанием этой модели еще 20 марта 2014 года опубликовал журналист Анатолий Шарий.) Это полуавтоматическое оружие калибра 223 Remington, созданное на основе автоматической винтовки М4, состоящей на вооружении армии США и других стран НАТО. На карабин можно установить пламегаситель, что делает его весьма удобным для снайперской стрельбы в городских условиях. По отзывам на форумах владельцев огнестрельного оружия, Norinco CQ имеет гораздо большую точность стрельбы по сравнению с карабинами на базе «Калашникова», но при этом заметно отличается конструкционно: «Просто взять и стрелять не получится, надо тренироваться».
Пашинский же, рассказал Барландин, появился уже в ходе обыска машины активистами Евромайдана: «Я вышел из машины, открыл багажник. Увидели оружие в чехле. Поднялся крик: мол, винтовка, все дела… Где-то в эту минуту появился Пашинский. Где он находился до этого, откуда пришел, я не видел… Пашинский попросил документы, ему дали, он их посмотрел, потом приоткрыл чехол — посмотрел на оружие. Сказал: «Закрывайте багажник, все нормально». Мне велел садиться на заднее сиденье. За руль сел какой-то его человек, сам он — на переднее сидение. И отъехали. Буквально через метров двести остановились, был короткий разговор. Я переволновался, фамилию его перепутал, назвал его Парубием». Далее Барландин повторил, что «лично Пашинского не знал» (хотя тот утверждает, что знал его в лицо как активиста Евромайдана).
В завершение интервью Барландин сообщил, что «проходит подготовку в одном из батальонов территориальной обороны». Хотя годом ранее Пашинский утверждал, что задержанный 18 февраля 2014 года стрелок уже находится на фронте.
Расследование нахождения Барландина с полуавтоматической винтовкой в центре Киева в тот самый день, когда от выстрелов неизвестных снайперов десятками гибли люди, шло годами без особых результатов. Хотя заинтересоваться стоило бы. Ведь, как отметил 22 февраля 2016 года «Украинской правде» начальник управления специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины Сергей Горбатюк, «до 20 февраля… были ранения и убийства протестующих только охотничьими патронами». И при том, что, по его словам, Барландин в ходе объяснений заявил, что возил винтовку с собой не один день: «Он объяснил, что возил ее в багажнике уже дней 10. На всякий случай. Потому что в городе орудовали «титушки» и т.д.». То есть, имея целью применить оружие.
«Оснований считать, что он в кого-то стрелял, нет. При этом было тогда на месте сфотографировано само оружие и разрешение на него. Тогда же, 18-го февраля. Мы изъяли это оружие и допросили и этого водителя, и Пашинского, — говорит Горбатюк. — Во-первых, нет потерпевших, в которых стреляли из такого оружия, и на месте происшествия, где были изъяты пули, нет пуль из этого ружья. Там иностранная модель с нестандартным калибром. Мы нашли разные пули: 5.45, разные модификации автомата Калашникова, «Сайга», «Вулкан» и т.д. В данном случае, если я правильно запомнил, пули калибра 5.39 и пуль у протестующих и у милиционеров не установлено».
Странно, что в ходе интервью Горбатюк «не помнит» калибр винтовки, вызвавшей такое внимание в контексте убийств на Майдане. Возможно, потому, что калибр 223 Remington является аналогом (проще говоря, гражданской версией, армейский патрон снаряжен большим количеством пороха и поэтому более мощный) армейского патрона 5,56 х 45 мм (5.56 NATO), под который разработаны и ряд моделей карабина «Сайга»? Тех самых, пули от которых которые упомянуты Горбатюком среди найденных на Евромайдане.
4 января 2018 года (после того, как Пашинский ранил из пистолета Glock-19 мужчину, с которым повздорил на дороге) журналисты программы «Hard.Talk» телеканала «112» в прямом эфире задали Горбатюку вопрос «Есть ли в ГПУ сейчас дела, в которых фигурирует народный депутат Украины от «Народного фронта» Сергей Пашинский?» Было заметно, что глава управления специальных расследований мнется и отвечает крайне неохотно: «Что касается расследования событий на Майдане, то такого дела нет. Расследуется эпизод так называемой винтовки Пашинского и событий, которые происходили 18 февраля 2014 года, где во время событий на Майдане была обнаружена винтовка в багажнике автомобиля одного из лиц, задержанных майдановцами».
«Дело еще в силе, оно расследуется?» — поинтересовались журналисты. Горбатюк в ответ продолжил свой собственный монолог: «Да, это один из эпизодов. В ходе расследования Оружие изъято, владелец допрошен, допрошен Пашинский и другие свидетели. Но факт применения этого оружия не установлен, но следствие продолжается».
Факт обнаружения винтовки у активиста, которого Пашинский «лично знал в лицо», есть, следствие ведется, но за прошедшие годы оно никуда не продвинулось. Почему? Есть ощущение, что следователи просто боятся «копать» эту тему, учитывая уровень депутата (глава комитета, близкий друг Турчинова) и его крутой характер, уже выливавшийся в применение оружия в ходе обычных дорожных конфликтов.