Как известно, режим, возглавляемый Петром Порошенко, активно вытравливает из страны всё российское: предприятия, банки, различные виды экономического и культурного сотрудничества, авиасообщение… В свое время дошло дело и до русского языка.
Осенью минувшего года украинский парламент принял «закон об образовании», по которому преподавание на других, кроме украинского, языках будет постепенно сводиться на Украине к нулю. Русский язык будет изучаться в школах факультативно, как иностранный.
Начнется это уже 1 сентября нынешнего 2018 года, а в полную силу процесс языковой украинизации заработает в 2020-м.
Первыми по поводу языковой дискриминации, закрепленной в законе об образовании, выступили Венгрия и Румыния. Потому что представители этих народов компактно проживают на территории Украины и привыкли общаться на своих исконных языках. К тому же все они имеют свои СМИ и даже театры, где публикуют материалы и ставят спектакли на соответствующих языках — румынском и венгерском. Возмущение румын и венгров поддержали поляки, болгары и даже греки. А потом и российский МИД.
Хотя на самом деле по-настоящему массовой языковая дискриминация в масштабах Украины стала именно для русскоязычных граждан. Статистика здесь такая: например, на венгерском и румынском говорят десятки тысяч (150-200 тысяч граждан Украины на каждом из этих языков), а на русском — миллионы. По официальной статистике — 18 процентов населения 40-миллионной Украины, а на самом деле — до половины всех граждан, проживающих в стране.
Большинство интернет-СМИ на Украине, а также большинство печатных периодических изданий выходят на русском языке, во всех крупных городах действуют академические русские театры.
Да, кстати, как показывают утечки видеозаписей с заседаний Кабмина, Совбеза и других закрытых мероприятий, между собой украинские руководители также говорят исключительно по-русски. А уж если надо поругаться, то здесь без «могучего и великого» обойтись никак не получается.
И вот теперь по новому «закону об образовании», собственно и принятому только ради этого, русский язык оказывается факультативным. А вместе с ним под раздачу попали и венгерский с румынским.
На возмущение коллег из Венгрии и Румынии в украинском парламенте и администрации президента Петра Порошенко ответили лукаво, с подмигиванием. Мол, не про вас этот закон, а про русских, не волнуйтесь. И уточнили, что в действительности дискриминация коснется только тех языков, которые не входят в группу так называемых «официальных языков Европейского союза». А в этой группе, как известно, из «дискриминируемых» на Украине нет как раз русского.
Но румыны и венгры скрытый украин
Почему это происходит? То есть почему в сопредельных с Украиной государствах не приняли поправку Киева на «официальные языки ЕС», которая по лукавой логике украинской власти коснется только русских?
Потому что там прекрасно понимают, что если сегодня украинская власть столь бесцеремонно может поступить с половиной своего русскоязычного населения, то завтра с той же бесцеремонностью закроет вопрос и в отношении румын или венгров. Дискриминация — есть дискриминация, и по логике европейских политиков, не столь важно кого она касается, важно, что она есть. И для Украины — это факт.
В связи с этим именно венгерская делегация 23 января на Парламентской ассамблее Совета Европы предложила принять резолюцию об обеспечении развития языков меньшинств, прямо направленную против закона об образовании.
В документе сказано, что недопустимо проводить языковую дискриминацию в отношении национальных меньшинств. И при этом особо подчеркнуто, что такая дискриминация недопустима не только в отношении тех, кто говорит на официальных языках ЕС, но и других народов.
«Такое решение (закон Украины об образовании — ред.), которое не учитывает языки меньшинств, которые не являются официальными языками Европейского Союза, недопустимо. Я твердо убеждена, что при принятии нового законодательства страна не выполнила свои международные обязательства и стандарты Совета Европы», — заявила депутат ПАСЕ от Венгрии Роза Хоффманн, инициировавшая рассмотрение этого документа.
В результате большинством голосов ПАСЕ приняла соответствующую резолюцию, по сути осуждающую свежеиспеченный закон об образовании.
Однако, как полагают украинские эксперты, значение резолюции ПАСЕ для украинской власти — ничтожно.
«Дело в том, что резолюции Ассамблеи всегда носят рекомендательный характер, они амбивалентны: они всегда имеют как позитивы, так и негативы, — заявил изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Я уверен, что украинская власть будет выбирать для себя позитивы — маленькие «плюсики» и игнорировать негативы — большие «минусы».
Но, судя по всему, от своих «лингвистических намерений» и европейские дипломаты отступать не намерены. Время, когда Порошенко прощалось всё, в Европе уже прошло. Сейчас европейские структуры вместе с МВФ требуют от президента Украины срочного принятия закона об Антикоррупционном суде. ПАСЕ, помимо резолюции по языкам, также приняла резолюцию по Донбассу, где требует от украинской власти возвращения к Минским соглашениям и выполнения своих обязательств перед беженцами и перемещенными лицами.
Поэтому отказ принимать к сведению рекомендации ПАСЕ накапливает все больше негатива в европейской политике в отношении Киева. Вернее недоумения, переходящего в раздражение. И тем самым все более отдаляет украинскую власть от толерантной Европы.