«Сегодня прокуроры САП еще знакомились с материалами защиты, которые полностью опровергают незаконное подозрение… Им надо было бы закрывать дело, но они его уже передали в суд», — написал в Facebook сам отстраненный глава ГФС.
Это будет предварительное слушание. Обвинительный акт подозреваемому уже вручили. По словам Насирова, его адвокаты подали в Специализированную антикоррупционную прокуратуру ходатайство о закрытии уголовного производства.
«Для этого у нас есть все основания. Основные позиции таковы: нет преступления, не говоря уже о составе преступления; решения о налоговых рассрочках и налоговых обязательствах являются законными и обоснованными; вообще нет злоупотребления служебным положением; Не нанесен никакой ущерб государству или отдельным лицам; не было ни умысла, ни какой-либо выгоды», — объясняет он.
Фискал заявляет, что за время управления ГФС выдал около 10 тысяч рассрочек для примерно 5-6 тысяч компаний, и детективы НАБУ взялись за него только потому, что одна из этих рассрочек касалось контрагента, который проходит по уголовному делу бюро.
В свою очередь Специальная антикоррупционная прокуратура (САП) Украины убеждена, что Насиров в 2015-2016 годах, действуя в интересах нардепа Александра Онищенко, дал руководителям региональных и территориальных органов ДФС незаконное указание принимать безосновательные решения о рассрочке налогового долга ООО «Фирма "Хас"», ООО « Карпатнадраинвест», ООО «Надра Геоцентр». Тем самым государству был нанесен ущерб на сумму около 2 млрд грн, считают прокуроры.
Антикоррупционная сказка
Высокопоставленный чиновник, бывший депутат Рады от блока Порошенко, оказался на скамье подсудимых по обвинению в коррупционных преступлениях. Казалось бы, весьма позитивный сюжет о том, как преобразуется Украина после «Революции достоинства».
Однако эти преобразования идут не изнутри, а извне. Украина постепенно теряет самостоятельность в принятии решений, и дело Насирова — яркое тому подтверждение.
«Не стоит забывать, кто поднял дело Насирова. Это Антикоррупционное бюро (НАБУ — ред.). Соединенным Штатам изрядно поднадоела коррупционная среда украинской власти, где бесконечно обещают бороться с коррупцией, но ничего не делают. Их (американцев) постоянно водят за нос и постоянно оставляют в дураках. Напомню о требовании создания антикоррупционного суда, которое закреплено в условиях дальнейшего сотрудничества с МВФ. Американцы хотят создать внешнюю, не входящую в правоохранительную систему Украины вертикаль, которая могла бы зачистить политический бизнес-бомонд Украины», — отметил в комментарии Ukraina.ru политический эксперт Андрей Золотарев.
Аналогичную операцию США уже провернули в Румынии, рассказал политолог. Там с 2013 года антикоррупционным ведомством DNA возбуждены тысячи уголовных дел. Их фигурантами становились министры, более трех десятков мэров, сотни судей, таможенников и полицейских. 90% обвиняемых в коррупции получили уголовное наказание, конфисковано имущества на 150 млн евро.
Станет ли Насиров первой ласточкой в подобном процессе на Украине? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нелишним будет немного повнимательнее присмотреться к фигуре обвиняемого по громкому коррупционном делу.
«Родственник Гонтаревой»
На первый взгляд, Насиров отлично устраивает власть в роли «сакральной жертвы» — ведь он, в сущности, «мелкая сошка». В списке блока Порошенко на выборах в Верховную Раду 2015 года он находился под номером 51. Насиров занял это место по квоте «Удара» Виталия Кличко, так что слишком уж большой близости к президенту не наблюдается. Правда, украинские СМИ сообщали о его родственных связях с Валерией Гонтаревой, однако никаких конкретных сведений даже о степени родства в открытых источниках не найти.
Единственное, что может указывать на связи с ушедшей в долгий отпуск главой Нацбанка, это успешные операции Насирова с украинской валютой в 2007 году. Тогда он уже второй год работал брокером в лондонском офисе американского инвестбанка Cantor Fitzgerald/BGC и впервые стал торговать беспоставочным форвардом (NDF) на гривну — по сути, спекулятивными ценными бумагами.
При этом на Украине курсы нацвалюты никогда не складывались в результате спроса и предложения на биржевых играх. Его административными методами устанавливал НБУ, и для того, чтобы зарабатывать на изменениях курса гривны, необходимы точные данные о колебаниях стоимости нацвалюты от тех, кто контролирует курс — то есть, инсайдерская информация.
И как раз в 2007 году Гонтарева стала председателем совета директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украины», близкой к Петру Порошенко, занимавшему тогда пост председателя Наблюдательного совета Национального банка Украины.
Правда, долго эта идиллия не продолжалась. После финансового кризиса 2008 года Насирову пришлось забыть о карьере в Британии и вернуться на родину. Работал в частных финансовых компаниях Concorde Capital и «Ренессанс Капитал», а в 2013 году пришел на пост заместителя председателя правления в Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины.
После Майдана, смены власти и прихода на пост министра аграрной политики Игоря Швайки Насиров, вслед за руководством ГПЗКУ, 25 апреля 2014 года покинул свой пост.
Работа на высоких должностях во времена правления режима Януковича не помешала ему на парламентских выборах 2015 года занять проходное место в списке БПП и получить депутатский мандат. В Верховной Раде Насиров возглавил один из наиболее влиятельных комитетов — по вопросам налоговой и таможенной политики. А уже в мае 2015-го он одержал победу в конкурсе на место главы Государственной фискальной службы.
Однако головокружительная карьера Насирова завершилась спустя менее чем два года. В начале марта 2017-го суд арестовал отстраненного от должности главу Государственной фискальной службы Украины на два месяца. Правда, спустя всего неделю жена Насирова Екатерина Глибовская, дочь председателя набсовета группы компаний «Альтис-Холдинг» Александра Глимбовского, внесла за супруга 100 млн грн залога, и он вышел на свободу.
На днях Насиров дал пресс-конференцию, на которой его адвокаты излучали оптимизм и говорили об оправдательном приговоре суда как о чем-то само собой разумеющемся. Перспективы дела Насирова действительно неутешительны для НАБУ — считает Золотарев. «Судя по всему, в условиях, когда вот эта вертикаль, Специализированная антикоррупционная прокуратура — НАБУ, не замкнута на антикоррупционный суд, НАБУ ждет фиаско и «сума да тюрьма» господину Насирову не грозят», — подчеркнул эксперт.
Еще менее опасным можно считать положение «главы НБУ на отдыхе» Валерии Гонтаревой, которая, по мнению экспертов, нанесла гораздо более существенный вред Украине, чем ее «родственник».
Токсичная неприкасаемая
Итоги ее работы кратко и емко подвел бывший глава НБУ Владимир Стельмах. Он считает, что с 2014 года Нацбанк под руководством Валерии Гонтаревой проводил чрезвычайно жесткую политику, которая привела к уничтожению украинских банков и экономики.
«С 2014 года под руководством Гонтаревой НБУ осуществлял чрезвычайно жесткую рестриктивную политику, изъяв из экономического оборота более 700 млрд грн. Результат — уничтожение банков и экономики», — заявил он в интервью украинскому изданию Finbalance.
Достаточно вспомнить о почти сотне коммерческих банков, ликвидированных ради называемой «консолидации банковской системы», активы которых перешли, в том числе, к близким к власти лицам. По словам Стельмаха, представители МВФ говорили ему, что Фонд не давал подобных рекомендаций. «Значит, следует считать, что были какие-то другие соображения, чтобы провести "квазиденежную" реформу конфискационного типа. В результате у населения и бизнеса пропали сотни миллиардов сбережений», — подытожил Стельмах.
В то же время преследования Гонтаревой ожидать не стоит. В первую очередь этого не хотят в самом НАБУ, о чем говорит тот факт, что ведомство только через суд заставили открыть дело против чиновницы.
В частности, Соломенский районный суд города Киева в октябре обязал Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) открыть уголовное производство в отношении председателя Национального банка Украины (НБУ). Хотя имя лица, обратившегося с ходатайством в суд, не разглашается, известно, что он сообщил суду, что в конце августа отправил в НАБУ письмо, в котором заявлял о совершении уголовных правонарушений указанными лицами в процессе выведения банка «Финансы и кредит» с рынка. Однако перспективы у этого дела еще более призрачные, чем расследование в отношении Насирова.
«Гонтарева неприкасаемая, поскольку это человек Порошенко, ему персонально преданный и персонально для него комфортный. И человек, который слишком много знает о бизнесе президента, о неафишируемых сторонах его деятельности. Поэтому госпожа Гонтарева уже более полугода находится в отпуске, и в отношении нее не принимается никаких серьезных действий со стороны правоохранителей. Даже представители антикоррупционного бюро признают: есть фигуры, которые трогать нельзя. Гонтарева — это президент, а президент пока, увы, стоит над законом. То есть фигура Гонтаревой неприкасаемая даже для американцев, поскольку это чревато дестабилизацией ситуации, а США хотят контролировать и управлять», — констатировал Золотарев.
Очевидно, что в ближайшее время ситуация кардинально не изменится. Порошенко будет оставаться во главе государства и всячески будет затягивать внедрение антикоррупционного суда. Как следствие, «друзья Порошенко» будут спокойно продолжать осуществлять контроль за финансовыми потоками и реализовывать различные коррупционные схемы. Так что ни Гонтарева, ни Насиров не пополнят ряды украинских заключенных. Ведь даже в уже упомянутой Румынии первые «посадки» коррупционеров начались лишь спустя десятилетие после создания аналога НАБУ.