Об этом заявил в пятницу на заседании Верховной Рады премьер-министр Владимир Гройсман.
«Когда мы имели доступ к углю Донбасса, мы могли покупать его не за валюту, а за гривны. Это позитивно влияло на национальную валюту, на торговый баланс страны, на инфляцию. Сейчас же эта блокада для нас, к сожалению, новый вызов», — сказал премьер.
Министр энергетики и угольной промышленности страны Игорь Насалик в свою очередь сообщил, что из Донбасса Украина ранее получала до 40% потребляемой угольной продукции, или 10 млн тонн.
«На сегодняшний день мы сократили поставки на 7 млн тонн, но эти 7 млн тонн нужно чем-то заменить, это антрацитовая группа», — сказал министр.
Энергетики работают над модернизацией оборудования тепловых электростанций с целью замещения дефицитного антрацитового угля газовым, отметил министр, однако по-прежнему возникают трудности с источниками поставок угля.
В то же время, сообщила 9 ноября пресс-служба министерства угля и энергетики Донецкой народной республики (ДНР), с начала года только на шахтах ДНР (без учета шахт ЛНР) добыто уже более 5 млн тонн угля.
Стоимость угля Донбасса для Украины составляла менее $60 за тонну. Тем не менее Украина, признавая негативное влияние блокады региона на экономику страны, продолжает закупать уголь за рубежом. Самым дешевым из зарубежных для Украины является уголь из России — порядка $70 — $80, самым дорогим — из США, который поставляют морем по $110 — $130 за тонну.
По данным Государственной фискальной службы Украины, в январе-октябре страна увеличила ввоз угля и антрацита в денежном выражении в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 2,15 млрд долларов. Основным поставщиком остается Россия (55,7%), поставки из которой составили $1,2 млрд. Второе место занял уголь из США (25%, или $546,8 млн), третье — из Австралии (5,4%, или $116,4 млн). Из других стран Украина импортировала уголь на $289,8 млн.
С 25 января украинские радикалы организовали блокаду Донбасса, перекрыв вывоз любых грузов, в том числе угля, из региона. Это привело к жесткому дефициту топлива в стране. Президент Украины Петр Порошенко осудил действия так называемых добровольческих батальонов, отметив значительный ущерб для экономики страны от блокады Донбасса. Тем не менее, по его инициативе 15 марта Совет национальной безопасности и обороны принял решение перекрыть транспортное сообщение с регионом, фактически выполнив требование радикалов.