«Вольные» батальоны включены в сложную игру киевских политиков, олигархов и криминала.
«Дело расследуется по статье «Умышленное убийство», рассматривается версия заказного убийства», — сообщили в главной прокуратуре Украины (ГПУ). Так в ведомстве прокомментировали версии нападения на двух участников «антитеррористической» операции в Донбассе — чеченского боевика Адама Осмаева и его супругу (и также участницу «АТО») Амину Окуеву. В результате нападения Осмаев был ранен, а Окуева погибла.
Одним из первых о гибели Амины Окуевой сообщил советник главы МВД Украины Антон Геращенко. По его словам, автомобиль, в котором находились Осмаев и Окуева, был обстрелян на железнодорожном переезде у поселка Глеваха в Киевской области. Сам Осмаев рассказал украинскому порталу LB.ua: «Вокруг меня все разлеталось, панель вся… Я сколько мог проехал, потому что попали также в двигатель, машина остановилась. Пытался оказать первую помощь (Амине), но ей в голову попали».
По информации ряда украинских СМИ, сейчас ведется поиск двух стрелявших из засады. В Киевской области, а также соседних регионах введен план-перехват.
Следующий после Мосийчука
Осмаев заявил, что нападение на него связано с другим покушением — на известного националиста, бывшего замкомбата батальона «Азов», а ныне депутата Верховной рады от Радикальной партии Игоря Мосийчука.
В минувшую среду в центре Киева произошел взрыв, в результате два человека погибли, еще трое пострадали, среди них Мосийчук. Адам Осмаев усмотрел в обоих покушениях «российский след». Однако партийный «шеф» Мосийчука, лидер Радикальной партии Олег Ляшко обвинил в организации покушения на депутата другого парламентария — члена фракции «Оппозиционного блока» олигарха Сергея Левочкина. Мосийчук инициировал открытие уголовного дела против Левочкина по делу о незаконном обогащении, напомнил Ляшко.
Версию о «российском следе» в нападении на Осмаева и Окуеву, не дожидаясь вывода следователей, подхватил глава совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов. «Россия, продолжая агрессию на Востоке Украины, развернула террор в глубоком тылу, уничтожая мужественных защитников нашей страны», — объявил глава СНБО. Отметим, что сам «мужественный защитник Украины» Осмаев был признан террористом не только в России, но и на Украине.
От покушения на Путина — к «батальону Дудаева»
Адам Осмаев, подозревавшийся в подготовке теракта в Москве в 2007 году, на Украине проходил по делу о подготовке покушения на президента России Владимира Путина (теракт готовился по указанию «амира Имарата Кавказ» Доку Умарова). Отбывал наказание в одесской тюрьме. При Януковиче в 2012 году рассматривалась возможность экстрадиции Осмаева в Россию, но процесс был приостановлен из-за протеста Страсбургского суда. После Майдана Амина Окуева потребовала у новых властей реабилитации мужа. В ноябре 2014 года одесский суд отпустил Осмаева на свободу.
В 2015 году Адам Осмаев возглавил так называемый Батальон имени Джохара Дудаева после того, как предыдущий глава этого формирования, «бригадный генерал Ичкерии» Иса Мунаев, погиб в Дебальцевском котле. Амина Окуева, хирург по образованию, на евромайдане была медсестрой «афганской сотни», баллотировалась в Верховную раду. С началом «АТО» вступила в добровольческий батальон «Киев-2», подчиняющийся главе МВД Украины Арсену Авакову. Бойцы добробата «Киев-2» обвинялись в жестоком обращении с пленными и в исчезновении людей (согласно отчету правозащитной организации Global Rights Compliance LLP). В «батальоне имени Дудаева» Амина числилась пресс-секретарем своего мужа.
В июне 2017 года стало известно о попытке убийства Осмаева и Окуевой в центре Киева. Нападавший ранил Осмаева, но сам был убит ответным огнем, открытым Окуевой, у которой при себе оказалось боевое оружие — наградной «ПМ». Тогда следствие обнаружило у киллера документы гражданина Украины, тем не менее поторопилось выступить с версией о «российском следе». Позже выяснилось, что нападавшим был некий Артур Денисултанов, подозревавшийся в причастности к убийству Умара Исраилова, личного охранника президента Чечни Рамзана Кадырова. Любопытно, что киевские власти предложили Осмаеву и Окуевой охрану, но «они отказались» (во всяком случае, такое объяснение дали в Нацгвардии).
По мнению экспертов, украинское государство, точнее отдельные группировки в киевской власти, сейчас выступают не столько как гаранты безопасности общества, сколько как наниматели не вполне контролируемых вооруженных групп.
Борьба за контроль над «феодальными дружинами»
Украинский политолог Андрей Золотарев указал в комментарии газете ВЗГЛЯД: «Не будем упускать из внимания, что Амина Окуева числилась помощницей Мосийчука».
«Была информация, что якобы Окуева ехала к Мосийчуку, которого накануне перевели в другую больницу, причем в какую, не сообщается. Там какая-то очень хитрая схема, по которой получается, что Окуева знала, куда перевели Мосийчука, и предполагаемые убийцы знали, вероятно, куда она едет», — указал газете ВЗГЛЯД украинский политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
В свою очередь, Золотарев указывает: «Игорь Мосийчук оказался в эпицентре борьбы за пресловутую «правую франшизу».
Политика и бизнес на Украине тесно переплетены, а в политике прочно прописался фактор силы. В джентльменский набор украинского политика, помимо чемоданчика с деньгами и «телевизионной кнопки», входит и свой «добробат» — своего рода феодальная дружина в духе гетманщины».
За контроль над этими своеобразными «новыми казаками» — «правосеками-добробатовцами» — сейчас идет борьба, отметил собеседник.
Кто чей «казак»
По оценке Золотарева, если «Правый сектор*» контролируется «на Банковой улице» (то есть администрацией Петра Порошенко), то «Национальный корпус», созданный на базе «Гражданского корпуса «Азова», находится в сфере контроля главы МВД Арсена Авакова.
У той группировки, к которой принадлежит Мосийчук, близкой к партии Ляшко, скорее всего, конфликт с Дмитрием Ярошем, указывает Василий Стоякин.
«Вроде бы Ляшко сейчас финансируется олигархом Ринатом Ахметовым, а группировка Яроша была изначально связана с днепропетровской группой Игоря Коломойского, Геннадия Корбана и Бориса Филатова. Но дело в том, что группировка Коломойского — Филатова уже не существует, они все разбежались в разные стороны, и кто из них сейчас может и хочет финансировать радикальных националистов, непонятно», — рассказал собеседник.
«Никем не контролируемых «индейцев» будут безжалостно уничтожать», — отмечает Золотарев. По его словам, самым ярким примером в этом смысле была судьба Александра Музычко — Сашко Билого, который попытался стать неподотчетным «атаманом» в своем Ровно.
При этом в среде самих добробатов продолжается междоусобица. «Ни для кого не было секретом, что у главы нацбата ОУН* Николая Кохановского (которому покровительствовал Мосийчук) были достаточно жесткие конфликты с другими представителями добробатов, — отмечает Золотарев. — Из-за этого не так давно случился погром в Святошинском суде, куда пришел Мосийчук с оуновцами. Среда предельно конфликтная». В эту среду вписываются и представители чеченской диаспоры, указывает эксперт.
«Теперь чеченские группировки вновь появились»
Сейчас положение вещей возвращается к ситуации 90-х годов, когда выходцы из Чечни избрали в качестве своей базы Одессу, «где пытались заниматься бизнесом, какими-то портовыми делами, перевалкой нефти и т.д.», отмечает Золотарев. В Одессе, напомним, подвизался и Адам Осмаев. В конце 90-х — начале 2000-х МВД удалось нейтрализовать группировки выходцев с Кавказа, как в Киеве, так и в Одессе. «Теперь они снова появились», — отмечает Золотарев.
Собеседник напоминает о том, что в сентябре в результате взрыва автомобиля на Бессарабской площади в Киеве погиб «коллега» Осмаева по «батальону Дудаева», чеченец из Грузии Тимур Махаури. Отметим, что не исключается версия внутренних «разборок». Махаури подозревали в серии убийств на территории Турции сторонников главаря «Имарата Кавказ» Доку Умарова. В свою очередь, Игорь Мосийчук уже связал убийство Махаури и с покушением на себя, и с атакой на Осмаева и Окуеву.
Александр Золотарев резюмирует: «На Украине все пытаются объяснить политикой, провластные эксперты в истерике, требуют закрытия границ с Россией, введения виз. Но здесь больше не политики, а криминала».