Украина — не рядовая страна для израильтянина. Двое президентов и пятеро премьер-министров Израиля, среди которых — Голда Меир, родились на Украине. А топоним Чернобыль евреи знали задолго до аварии на ЧАЭС 1986 года — чернобыльская школа хасидизма была одной из прославленных школ. Да и русскоязычные мигранты, среди которых много выходцев из Украины, значительная политическая сила в Израиле.
Несмотря на это, в Израиле вовсю обсуждается вопрос о грядущей массовой депортации в Украину. Причина — массовое злоупотребление статусом беженца. Украинцы, пользуясь безвизом с этой страной, едут в Израиль, оформляют там запрос на убежище, а во время его рассмотрения, которое составляет полгода, работают в стране.
«Министерство внутренних дел совместно с МИД провело оценку ситуации, по результатам которой установлено отсутствие препятствий для безопасного возвращения граждан Украины на родину. В силу этого принято решение применить процедуру ускоренной обработки заявок на убежище, подаваемых украинскими гражданами при отсутствии особых обстоятельств», — сообщили в управлении регистрации населения и миграции МВД Израиля.
Фактически, злоупотребляя статусом беженца, украинцы свели к нулю усилия своих и израильских парламентариев.
Кроме того, нельзя исключать и другие причины заинтересованности Израиля в скорейшем решении вопроса с украинцами. В сложившейся ситуации разбиралась Ukraina.ru.
Все по-честному
Еще год назад в украинских СМИ бушевал скандал: одна из правящих партий — «Народный фронт» — тормозила ратификацию межправительственного соглашения с Израилем о трудоустройстве граждан. «Народофронтовцы» говорили, что из-за соглашения украинцам не засчитывается трудовой стаж, а зарплата начисляется на счет в банке в шекелях, а не выдается на руки.
В ответ на это эксперты резонно отмечали, что соглашение позволяет защитить право рабочих из Украины на регулярную зарплату, а пенсия начисляется исходя из страхового, а не трудового стажа. При этом отбор рабочих осуществляет украинская госструктура.
Торможение соглашения дорого обходилось украинцам. На 2016 год по данным украинских СМИ, в Израиле насчитывалось около 15 тыс. работников из Украины. При этом из-за конфликтов в Палестине арабские рабочие зачастую не могли попасть в Израиль, что делало украинцев еще более привлекательными в качестве рабочей силы.
В конце концов, после публикаций в СМИ, в ноябре Рада легализировала соглашение о трудоустройстве с Израилем.
Однако это не изменило установки граждан Украины — они по-прежнему пытались попасть в Израиль как беженцы. По данным МВД Израиля, количество украинских запросов на убежище с 2014 года росло большими скачками. Если в 2014 году на убежище претендовал лишь 51 украинец, то в 2017 — почти в сто раз больше — 5005 украинцев.
Быть беженцем — несладко.
«Во многом права беженцев ограничены. Они ведь не граждане. Так, например, у них отсутствует равный доступ к медицине. В Израиле существует дифференцированное медицинское страхование. У меня средний уровень покрытия медицинских расходов «Клалит платинум». Ее стоимость 70 шекелей ($20). Она позволяет не только иметь доступ к врачам, но и иметь скидку, скажем, на лекарства до 70%. А, вот, беженцы вынуждены платить 400 шекелей (около $100). Это одно из таких обязательств. Правда, у них есть самое основное право — работать» (ивр. Зхут ле авода)», — рассказывала летом Ukraina.ru репатриантка Евгения Миньковская.
Примечательно, что ранее схемой с оформления убежища пользовались граждане Грузии. Теперь они заняли место посредников, помогая за вознаграждение оформить бумаги украинцам, что, впрочем, не устраивает местное МВД.
В итоге, схему решили сломать. Тем более, с учетом того, что между странами действует межправительственное соглашение, регулирующее эти вопросы.
«Украинцы в Израиль едут и работать, и жить. Израиль хочет поправить ситуацию, чтобы украинец приезжал, получал разрешение на работу, платил налоги, и не было различных трактовок — беженец-не беженец», — отмечает в комментарии Ukraina.ru украинский экономист Александр Охрименко.
С ним солидарен и политолог Андрей Золотарев.
«Израиль все-таки правовое государство. А многочисленные просьбы убежища украинцами, которые во время рассмотрения вопроса легально трудоустраивались, получая зарплаты в несколько раз больше, чем в той же Польше — особенно востребованы украинские строители, получающие $2-3 тыс. в месяц — обратили на себя внимание», — отмечает он в комментарии Ukraina.ru.
Он указывает, что убежище просили жители тех регионов, где никакой войны нет. В итоге украинцев и грузин, просящих об убежище, было больше, чем эритрейцев и суданцев, которые до этого были основными просящими.
«На то, что убежищем злоупотребляют, обратили внимание и поставили вопрос ребром: пришли к выводу, что Украина безопасная страна, что и будет основанием для отказа в статусе беженца», — указывает Золотарев.
По его словам, таким образом, Израиль защищает свой рынок труда. Украинцы сбивают цены на рабочую силу, чем недовольны израильские профсоюзы.
Тем не менее, для желающих закрепиться в Израиле украинцев выход есть. Нужно всего лишь детальнее изучить свои корни.
Репатриантам всегда рады
Украина — вторая по святости для еврея земля, после Израиля. Большое количество святых мест, могил хасидских мудрецов — цадиков. На Украине разворачивались одни из самых трагических страниц еврейской истории: гайдамацкие, казацкие и петлюровские погромы.
Тем не менее, евреев на Украине хватает. И с ростом националистических заявлений они все чаще задумываются о репатриации в Израиль. В Израиле этот процесс репатриации называют алия. День алии отмечается в Израиле 25 октября.
«Больше всего людей прибыло из России (5211), Украины (4872) и Франции (2727)», — рассказывает в интервью NEWSru.co.il о нынешнем положении дел министр алии и интеграции Израиля Софа Ландвер.
По ее словам, за этот год в Израиль уже приехало около 27 тыс. репатриантов — это столько же, сколько за весь предыдущий год.
«У нас еще есть два месяца, и я надеюсь, что мы перепрыгнем этот рубеж», — отмечает министр.
При этом она рассказала, что репатриантам помогают и учебой, и рабочими местами, и льготным кредитованием. Ландвер отмечает: нынешняя алия — не то, что прежде. Она помолодела.
«37% репатриантов — это люди в возрасте от 18 до 35 лет. Дети составили 22% от количества прибывших. Порядка 23% репатриантов имеют высшее образование», — указывает Ландвер.
Такое положение дел выгодно Израилю. Ведь, несмотря на хорошие экономические показатели, из Израиля тоже уезжают в поисках лучшей участи.
«Безусловно, Израиль заинтересован в том, чтобы приезжали именно репатрианты, чтобы они легально трудоустраивались, платили налоги, становились полноценными гражданами Израиля. Ведь из него идет отток в ту же Канаду, США», — отмечает политолог Золотарев.
По его словам, власти Израиля заинтересованы, чтобы в стране сохранялся нужный демографический баланс.
«Темпы рождаемости арабской части израильского общество не выше, чем у евреев, поэтому репатриантам тут рады», — резюмирует Золотарев.
Так что части украинцев есть смысл искать у себя еврейские корни. Правда, перед этим стоит подчистить соцсети тем из них, кто ранее выходил на марши в честь запрещенной в РФ УПА. Вряд ли в Израиле поймут симпатии к тем деятелям, чья идеология приветствовала еврейские погромы.