В чем суть разногласий
Глава Минфина отметил, что фонд завершил анализ законопроекта о пенсионной реформе и, в целом, никаких принципиальных расхождений мнений не обнаружилось. Данилюк высказал уверенность, что Украина получит положительный отзыв как от Всемирного банка, так и МВФ.
«Мы долго работали над тем, чтобы усилить нашу экономику, чтобы сейчас не считать дни и месяцы. Основной вопрос — это принять закон о приватизации, нам важно найти справедливую формулу на газ. Когда мы это выполним, тогда вопрос транша будет техническим вопросом», — сказал Данилюк.
Камнем преткновения стал вопрос о цене на газ: МВФ настаивал на выполнении Украиной взятых еще в марте обязательств по формированию цены газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Согласно постановлению №187 от 2 марта 2017 года, которое определяет механизм формирования цены на газ с октября текущего года до конца отопительного сезона, то есть, до 1 апреля 2018 года, цена газа должна была повыситься на 17,6% — с 4942 грн до 5815 грн за тысячу кубометров. Правда, очевидно, пытаясь избежать накала общественного недовольства, 26 сентября Кабмин протокольным решением «включил заднюю» и отложил дату публикации на неопределенный срок. Это означает, что пока остается действовать старая цена.
Против повышения категорически выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который попытался добиться компромисса, однако чиновники фонда были непреклонны, отвергнув возможность каких-либо изменений. Первый заместитель главы МВФ Дэвид Липтон, комментируя результаты переговоров агентству «Интерфакс Украина», отметил, что «тарифы должны меняться в соответствии с международными ценами на газ: если цены идут вверх — тарифы растут, если падают, снижаются и тарифы. С этой целью согласована определенная формула». Теперь же власти будет очень сложно найти компромисс между необходимостью займов и стремлением не принимать новое непопулярное решение, тем более, что в следующий год в Украине будет предвыборный.
Кстати, если рассмотреть взаимоотношения с МВФ, то они складывались довольно непросто. В рамках 4-летней кредитной программы, согласованной в 2014 году, до ноября 2018 года Фонд должен был предоставить Украине 17,5 млрд долларов, а получено лишь немногим более 8 млрд. На 2017 год запланировано 5,4 млрд, но дали лишь 1 млрд в апреле этого года. О росте напряженности свидетельствует и тот факт, что назначенный на конец сентября рабочий визит миссии МВФ в Киев был отложен на неопределенный срок. В угоду МВФ принимались решения о многократном росте тарифов на ЖКХ (в частности цена на газ была поднята десятикратно), пенсионная реформа, постепенное сокращение количества получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ. Впрочем, чиновники фонда сочли это недостаточным, критикуя правительство за недостаточную динамику и прогресс в осуществлении реформ. Так, до сих пор не назначен новый руководитель Нацбанка, не созданы антикоррупционные суды и нет продвижения на почве борьбы с коррупцией. Кроме того, полностью сорвана программа приватизации, а принятие законов, направленных на внедрение рынка земли, на чем критически настаивал МВФ, и вовсе является весьма болезненным вопросом и в ближайшее время решить его явно не удастся.
Поэтому сотрудничество, скорее всего, будет приостановлено, а повышение цен на газ перенесут на весну, тем более, что страну будоражит МихоМайдан.
Чего ожидать Украине в дальнейшем: не самые радужные долгосрочные перспективы
По мнению большинства экспертов, отсутствие транша от МВФ не нанесет смертельного удара экономике Украины, так как нынешних золотовалютных резервов в краткосрочной перспективе хватит, чтобы рассчитаться по предыдущим обязательствам, хотя возможна некоторая девальвация гривны.
Так, политолог Кирилл Молчанов полагает, что власть пожертвует очередным траншем МВФ ради старых цен на газ, чтобы и без того не подмачивать свою репутацию.
«Повышение цен на газ для населения власть перенесет на весну 2018 года, так как побоится это сделать в отопительном сезоне во избежание социального взрыва. Правительство не пойдет на поводу у Международного валютного фонда, и Владимир Гройсман об этом уже заявлял. Поднятие цены на газ — станет смертельным репутационным ударом для премьер-министра и Кабмина», — отметил он.
По мнению экономиста Андрея Новака, грядущее повышение цен на газ является шагом правительства, а не требованием МВФ. В то же время дефицит бюджета не превышает 3%, что является допустимым.
«МВФ — это финансовая организация, которая дает деньги, и он требует только одного — платежеспособности государственного бюджета. Как этой платежеспособности достигает страна — это уже дело правительства и власти страны. МВФ может только рекомендовать, подсказывать, как достичь этой платежеспособности государственного бюджета, как не допускать чрезмерного дефицита бюджета. Он может только советовать и рекомендовать. А то, что украинская власть из года в год не видит, что «Нафтогаз Украины» — это самая крупная коррупционная схема, это не вина МВФ, это вина украинских правительств. Поэтому конечно, что и сейчас власть накануне очередного повышения цен в интересах енергомонополий Украины будет это повышение аргументировать, что якобы это требование МВФ», — утверждает Новак.
Экономический эксперт Максим Праздников делает акцент на том, что Украина получила дополнительные 3 миллиарда долларов от размещения еврооблигаций. Это дает возможность спокойно пережить этот год без привлечения средств МВФ.
«Эти деньги на сегодняшний день не являются столь критичными, особенно после того, как Минфин достаточно успешно вышел на внешние рынки заимствований и привлек три миллиарда. То есть, какого-то такого жесткого давления насчет того, что если мы не получим сумму в 1,9 или 2 миллиарда, и произойдет либо обвал курса, либо мы не досчитаемся каких-то денег на какие-то государственные программы, такого на сегодняшний день нет. Да, это определенный сигнал для внешних кредиторов, других инвесторов, о том, что мы задерживаем работу с МВФ. Но это не является критичным. Все это прекрасно понимают, что достаточно существенные выплаты нам предстоят в 2019 году, и в 2018-м, но на сегодняшний день какой-то такой критической довлеющей массы по необходимости привлечения этих денег — нет», — полагает Праздников.
Одним из факторов риска является ситуация с долгом 3 млд долларов перед Россией («долг Януковича»). Летом этого года суд Лондона заморозил выплату этой суммы, что предусмотрено ранее принятым решением в пользу России в марте до рассмотрения поданной Украиной апелляции, которая назначена на январь 2018 года. И, скорее всего, решение второй инстанции также будет не в пользу Украины, поэтому придется платить, а «лишних» денег нет.
Учитывая, что в результате экономической политики после Майдана в стране произошли стремительная деиндустриализация и девальвация, возможности для внутренних резервов экономического роста очень малы. На серьезные иностранные инвестиции во время войны и политической нестабильности рассчитывать не приходится. При действующем курсе Украина будет в дальнейшей перспективе вынуждена обращаться к заимствованиям международных финансовых организаций, ибо под угрозой окажутся социальные статьи бюджета. Только для покрытия долгов в 2018-2020 годах придется потратить порядка $17,5 млрд, а это практически все нынешние резервы НБУ в $18,035 млрд. В отчете Счетной палаты, которая проанализировала проект бюджета-2018, говорится, что на обслуживание госдолга уйдет 35% бюджета следующего года. А это критически сужает финансовые условия для реализации мероприятий, направленных на экономический рост и провоцирует дальнейшие займы для рефинансирования долгов. Фактически для покрытия предыдущих долгов придется залезать в новые, а это замкнутый круг, не сулящий ничего хорошего.
Таким образом, долговая удавка на шее Украины будет усиливаться, поэтому со временем антисоциальные меры под диктовку международных финансовых кредиторов продолжат внедряться ударными темпами. Украинцам опять будут предлагать «потуже затянуть пояса», хотя туже уже некуда.