Предлагаю обсудить вопрос наказания виновных в разжигании гражданской войны на Украине. Эта тема, возможно, покажется вам несвоевременной, но, знаете, мир так стремительно меняется и часто приносит исполнение желаний именно тогда, когда мы к ним не готовы.
Извечному русскому «что делать?» всегда предшествует «кто виноват?». Также и в обсуждении украинского кризиса любые возможные предложения упираются в нерешенность второго вопроса. Нет, с тем, кто конкретно виноват, мы вроде определились, но пока эти «кто» контролируют Украину, что с ней делать не понятно. Хотя, признаюсь честно, я думаю, что ничего хорошего сделать уже нельзя.
Вопрос процедуры исполнения наказаний принципиальный, не только потому, что нам, сепаратистам, хочется свести счеты, но также потому, что самовольные расправы, суды Линча и все эти «всех повесить» и «к стенке», когда маятник понесется в другую сторону, — худшее, что может произойти.
Украинский опыт должен был всем показать, к чему приводит демонополизация насилия, когда каждая банда реализует свои собственные представления о справедливости — сначала будут ставить к стенке тех, кто попался под руку, потом тех, у кого дорогая машина, а по итогу и друг друга. В этом опасность большая, чем в украинском национальном бардаке.
Русский человек тем и отличается от украинца, что признает верховенство государственной власти, как бы она ему не нравилась. Значит, и карать должно государство, а правила установить лучше заранее. Тем более, что в значительной степени правовые основания придумывать нам не нужно, их нам предоставляет Уголовный кодекс Украины.
Я сознательно исключил статьи касающиеся основ национальной безопасности Украины, органов местного самоуправления и представителей власти. Ну какая уже национальная безопасность?
Где там она? Там же где и сама Украина. И без того статей наши оппоненты насобирали много.
Кроме привычных уголовных, про убийства, нанесение телесных повреждений и прочего, это статьи:
161 Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии. Предполагает дискриминацию и по принципу политических убеждений или месту жительства, а также совершенную группой лиц. Чревата она наказанием до пяти лет лишения свободы. Это самая распространенная статья среди наших фигурантов и часто сопряженная с другими преступными действиями. Помните как в зоне АТО заблокировали голосование на выборах? Наказание за эти действия, какими бы основаниями они не обосновывались, должно быть неотвратимо. Путин-шмутин — если ты блокируешь возможность людей осуществить свои конституционные права, — сиди.
294 статья, Массовые беспорядки, которые идут рука об руку с предыдущим, предполагают серьезное наказание — до восьми, а в случае если они повлекли жертвы то и до пятнадцати лет. Захваты зданий, поджоги, насилие, уничтожение имущества. Тут попадают организаторы и активисты. Иллюстрация — в каждом выпуске новостей. Организаторы и активисты не стесняются, дают интервью, — собирать материалы легко.
295 — Призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку. И 436 — пропаганда войны.Тут слабенько — до трех. Я б пересмотрел. Сейчас, в век сетей, призывы это почти организация.
296 — Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, которое сопровождается особой дерзостью или исключительным цинизмом. Тут закрывай хоть всех патриотов! Уважения особого к обществу, как вы видите, у них нет. До пяти. Оружие есть? До семи. Помните демонстративные нападения на политиков-регионалов? Мне регионалы глубоко несимпатичны. Думаю, оснований их не любить у меня больше, чем у украинцев. Но так демонстративно! Пятерочка!
Есть еще статья про создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований. Но тут, знаете, все постарались. Развал государства, кто успел вооружиться, тот молодец. За что ж тут мочить?
А вот насилие над населением в районе военных действий — грабеж, необоснованная конфискация имущества — это уже до восьми-десяти. Хотя подождите, это ж не военные действия, это АТО! Ну значит просто грабеж. А если война, то прицепом нарушение законов войны. И тут можно и пожизненное схлопотать.
Призывы к совершению террористического акта, как и сам акт, это тема сложная и спорная. Само слово терроризм применяется так глупо и огульно, что его пора б забыть. Но наказание придумаем. Как и за экоцид — там его полно, например, массовая вырубка деревьев на Северском Донце.
Хотелось бы подчеркнуть, что я не юрист и некоторые нормы мог упустить. Но знате ли — не юрист — в этой стране это не мешает становиться прокурором или ментом.
В целом, я предлагаю разделить виновников на несколько категорий.
1. Активисты. В большинстве своем это люди недалекие и манипулируемые, к самостоятельному выбору неспособные, но наказывать их надо, а то аукнется потом. Этих товарищей я бы в массовом порядке приговаривал к общественным работам. Три года общественных работ, допустим. Хотели принести пользу обществу — приносите, тем более что работы после вас — непочатый край.
2. Боевики. Активисты непосредственно участвовавшие в насильственных действиях. Тут статей достаточно. Можно особо не придумывать. Но нужно четко понимать, что эти лица сознательно и безнаказанно осуществляли насилие в отношение сограждан несколько лет. Я не верю в возможность исправления, а кроме того, думаю, что до суда они доживут далеко не все.
3. Лидеры общественного мнения. Многие из этих персонажей корыстно или по убеждению участвовали в разжигании гражданского конфликта. С ними сложнее. Лично может и не убивали никого, но их роль в организации убийств, как говорится, сложно переоценить. Старый Уголовный кодекс не учитывал развития социальных медиа и электронных СМИ, а сейчас эти инструменты коммуникации фактически выступают в качестве организатора преступления. Здесь стоит пересмотреть кодекс и добавить пару строк. Я помню сам, как в эфирах местных и национальных каналов известные политики призывали сжечь одесское Куликово поле.
4. Организаторы. В большинстве случаев эти люди лично заинтересованы в массовых беспорядках. Либо в плане материальной выгоды, что должно быть чревато конфискацией имущества, либо ориентировались на потенциальные политические дивиденды — тут я не знаю, что с ними делать. Когда люди ради возможности проехаться на социальном лифте, крушат все вокруг… Не знаю
5. Выгодополучатели. Это самый сложный вопрос. Это те лица, которые и запустили процесс гражданской войны. С помощью вооруженных толп они громили политических и экономических оппонентов. Но предъявить им что-либо в рамках уголовного дела сложно. Но безнаказанным это оставлять нельзя.