Организаторами митинга-шествия значились националистическая политическая партия «Патриот» и всеукраинское общество «Просвита». Наряду с устроителями собрания главными спикерами сцены были предстоятель УПЦ КП Филарет, журналист и политический эксперт Олесь Доний, глава киевского отделения УНА-УНСО Игорь Мазур «Тополя», поэт и политический деятель Дмитрий Павлычко, лидер Украинской республиканской партии Сергей Джердж, руководитель движения «Справедливость» экс-начальник СБУ Валентин Наливайченко. В паузах между выступлениями публику развлекали патриотическими песнями, в том числе на слова именинника.
Хоть целью акции и было чествование Шевченко, она носила антироссийский характер. Один из ее посылов — призыв к объединению украинского народа и националистических сил перед угрозой со стороны России. Говорилось даже и о том, что украинцам нужно способствовать обретению свободы народами РФ. Эти призывы подвязывались к словам из творчества Тараса Шевченка.
«Тарас Григорьевич сказал: «Обнимитесь же, братья мои. Молю вас, умоляю!». А разъединенность, характерная для украинцев, только мешает нам достигать того, чего мы хотим. Если мы обратимся к истории, то она гласит, что нас побеждали тогда, когда мы были не вместе. Если мы чествуем Тараса Григорьевича Шевченко не только на словах, а на деле, то нужно объединяться вокруг украинского государства, потому что нам нужно его сохранить. Ибо Господь дал нам государство, как манну небесную, а теперь испытывает нас — достойны ли мы нашего государства или снова в рабство», — в частности заметил Филарет.
«Вы поймите, мы сегодня как нация — ничто. Потому что нет у нас силы, именно националистической по содержанию. А по содержанию — значит по крови, по преданности», — сказал писатель Павлычко.
В свою очередь, лидер «Просвиты» Павел Мовчан прозрачно намекнул, кто мог бы повести за собой националистов и воплотить шевченковские идеи и слово.
«Почему же сейчас, когда у нас столько, казалось бы, патриотических сил, мы не можем объединиться? Говорят, у нас нет лидера. А кто передо мной выступал, как не потенциальный лидер нашей нации? (перед Мовчаном к публике коротко обратился Наливайченко — ред.) Мы должны уже сейчас думать об этом. Нас, как сегодня, хочет разделить атаманщина. В одном месте проводится одно мероприятие, в другом — другое. Нам нужно только вместе быть», — подчеркнул Мовчан.
А глава партии «Патриот» Николай Голомша, юрист и экс-заместитель генпрокурора Украины, добавил, что Наливайченко помогал ему расследовать громкие дела во времена президентства Виктора Януковича и «Партии Регионов».
Борьба с внутренним врагом
Со сцены слышались и антиправительственные речи и воззвания бороться с олигархией и «внутренним врагом».
Так, Олесь Доний посетовал, что «в Минске кое-кто договаривается с бандитами, которые управляли и управляют убийцами украинцев».
«На Майдане вместо мыла мы привели шило, которое говорит, что украинцы должны строить собачьи будки и жить в них, а оно — в шоколадных хоромах», — сказал он, бросив камень в огород президента Петра Порошенко, который на днях заявил, что некоторые активисты раскачивают лодку и «даже собачьей будки в жизни не построили». Журналист также добавил, что «сегодня должно быть слово, но следующим должно быть наше дело».
Дополняя Дония, руководитель киевской ветки УНА-УНСО Игорь Мазур, вспомнив завет Шевченко «боритесь и поборете», заявил, что революция еще не закончилась. А чтобы она действительно завершилась победой украинцев, нужно «уничтожить систему «кучмизма» и чтобы мы смотрели друг другу в глаза и каждый бы знал: как и за что он живет, какие у него доходы, как он их добился. Чтобы мы не думали, что наши люди делятся на два-три сорта. Необходимо, чтобы у нас были равные права и возможности. Пусть Конституция и закон будут одними для всех».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На могиле Тараса Шевченко произошла массовая драка
Вдобавок граждан призвали прийти под Соломенский суд в Киеве, где проходит слушание по делу отстраненного главы ГФС Романа Насирова — «символа коррупции», как его назвали с трибуны. Это, по словам активистов, «должно стать первым шагом нашей внутренней борьбы с нашим внутренним врагом».
Под конец акции был произнесен манифест к объединению вокруг форума «Украинская альтернатива». Его основными тезисами были, как уже упоминалось, «обеспечение победы с Россией и внутренними коллаборантами», а также «быстрая финансовая и экономическая и социальная стабилизация Украины; внедрение принципиально инновационной, социально ориентированной государственной экономической политики; переход от политики уничтожения национальной государственности к политике создания украинской национальной идентичности». Внимание акцентировалось на том, что данные тезисы разрабатывались «специалистами по экономическим, гуманитарным, образовательным, культурным и т.д. направлениям».
Дополнение к культу Ленина
Эксперты утверждают: акции и митинги в честь Тараса Шевченко являются лишь площадкой для пиара, где произносятся дежурные заявления, а фамилия поэта используется лишь в выигрышных целях.
«Единственный раз, когда на протяжении всей независимости день рождения Шевченко был использован даже не как политический трамплин, а таран был 9 марта 2001 года во время акции гражданского протеста «Украина без Кучмы», где также участвовала и оппозиция. Все закончилось противостоянием с силовиками. И даже 200-летие поэта не было использовано в полную силу, поскольку в 2014 году было не до этого, и тот день остался практически незамеченным», — поясняет директор института украинской политики Константин Бондаренко, добавляя, что в Шевченковский день политики первого уровня лишь упражняются перед народом в красноречии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чудеса декоммунизации: Ленин превратился в Шевченко
Руководитель социологической службы «Украинский Барометр» Виктор Небоженко считает, что имя Тараса Шевченко активно использовалось, как идеолого-политический трамплин только при первой группе украинских националистов, которая шла к власти с 1989 по 1994 год. После этого периода, утверждает Небоженко, национал-демократы относили Шевченко исключительно к культурной, а не политической величине.
Размышляя на тему роли дня рождения Тараса Шевченко в политике, эксперт аналитической группы «Левиафан» Валентин Гладких солидарен с коллегами и считает, что паразитирование политдеятелей на фигуре поэта не приведет каким-либо последствиям.
«За свою долгую карьеру в качестве национального символа, Шевченко пытались эксплуатировать разные политические силы — от коммунистов, которые видели его чуть ли не главным борцом за права трудящих и проводником коммунистических идей до украинских буржуазных националистов, которым он казался борцом за национальные права украинцев. Поэтому стремление реинтерпретировать его творчество в выгодном тем или иным силами аспекте было, есть и будет. Но вряд ли это будет иметь какие-то последствия», — говорит Гладких.
Более того, заявляет политолог Алексей Якубин, Тарас Шевченко — это что-то вроде дополнение к образу Ленина. А самого поэта большинство политсил не знают, не читают и просто повторяют бытующие со времен Советского Союза стереотипы о нем.
«Есть некий гражданский культ Шевченко, созданный еще в СССР. Отсюда все эти шевченковские дни, разложения цветов, вручение премий. В советское время партноменклатура УССР использовала это как способ ukraподчеркивания своего отличия и, тем самым, сохранения своих привилегий. Эту практику придумали в сталинское время — союзные республики должны иметь свой пантеон политгероев. Если говорить о нынешних временах, то реальный, а не мифологический Шевченко (который, все-таки, жил в Санкт-Петербурге и стал там академиком искусств) очень неудобен для наших политиков. Ведь Шевченко — это герой-романтик, выступающий против истеблишмента», — резюмирует Якубин.