В январе продавцы едва успевали менять ценники в магазинах; большинство продуктов питания, в том числе социально значимых, существенно подорожали. По мнению экспертов, эта тенденция будет сохраняться и в ближайшей перспективе. Но есть ли объективные причины для роста цен? Разрушение украинского агропромышленного комплекса (АПК) — результат невежества и непрофессионализма чиновников или преднамеренная политика развала страны? Об этом размышляют известные эксперты в области экономики.
Налоги и рейдерство как причины инфляции
В лидерах по росту цен оказалась «молочка»; только за один месяц с начала года она подорожала на 25%. На втором месте мясо — около 15%. Однако Госкомстат называет гораздо более скромные цифры — 1-2%. Президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич считает, что государство сознательно скрывает реальную ситуацию, чтобы не создавать паники, и прогнозирует дальнейшее подорожание продуктов. По его мнению, в ближайшее время молоко и молочные продукты вырастут в цене еще на 3-4%. А мясо к весне подорожает минимум на 10%. Самым «дорогим» месяцем для мясоедов, по его прогнозам станет апрель — начало мая.
Для тех, кто рассчитывает сэкономить, заменив мясо овощами, у эксперта также нет утешительных новостей. Цена на овощи будет идти в ногу с ценой на бифшекс; пресловутый «индекс борща» подрастет на 10%. Пересесть на хлеб и кашу также не получится: продукт первой необходимости поднимется в цене синхронно с овощами — на те же 10%.
Среди первоочередных причин подорожания сельхозпродукции эксперты называют рост цен на энергоносители, транспортировку, повышение «минималки» и ударившие по среднему классу изменения в налоговой политике, в результате которых мелкий товаропроизводитель практически полностью ушел в тень.
Другой фактор роста цен на продукты — бюджетная политика, направленная на дальнейшее обогащение богатых. Она сводится к поддержке самых крупных компаний госпрограммами, которые проходят через бюджет. При этом основные товаропроизводители — личные крестьянские хозяйства, производящие 90% овощей и фруктов, 80% молока, 98% картофеля, понятия не имеют о том, что такое государственная поддержка, считает эксперт.
Следующий фактор, влияющий на цены — рейдерство. Если в прошлом году было зафиксировано более 7 тысяч фактов по стране, связанных с грабежами и даже убийствами мелких фермеров, то сегодня уже крупные агрохолдинги подвергаются беспрецедентным атакам рейдеров. Все это приобретает характер угрожающей тенденции для украинского общества, формирует неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие перспектив как для производителей продукции, так и для потенциальных инвесторов аграрного производства.
«В аграрной политике у нас полный бедлам, а нестабильность остается одной из главных проблем завтрашнего дня не только в вопросах аграрного производства, но и вопросе выживания украинской нации. Власть фактически держит факел над пороховой бочкой», — заключает эксперт.
Ложь, большая ложь и статистика
Правительство Украины живет в параллельной реальности, не думая о последствиях своих решений для страны. В то время, когда все статистические данные свидетельствуют о том, что так называемое поднятие «минималки» только за один месяц уничтожило 230 тысяч предприятий, Кабмин рапортует об увеличении их количества. Информация от Минэкономразвития и любого другого официального источника — это или циничная ложь или манипуляция с данными, считает эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
По его мнению, отмена льгот для сельхозпроизводителей и отмена компенсации НДС привели к уменьшению оборотных средств предприятий. Предприниматели вынуждены покрывать недостаток средств кредитами. Соответственно, к осени сельскохозяйственные продукты нового урожая (по самым оптимистичным прогнозам) подскочат в цене минимум на 30%, говорит эксперт. Среди других негативных тенденций он отмечает развернувшуюся борьбу с МАФами и с рынками. Это приведет к снижению конкуренции и, соответственно, качества продуктов питания, к господству на рынке крупных компаний, которые будут продавать украинцам некачественные товары по сверхвысокой цене через крупные торговые сети. Уже сейчас мелкие и средние предприятия не имеют возможности продавать свои товары через сетевые супермаркеты, поскольку порог вхождения туда достаточно высок, и большинству предпринимателей это не по карману, говорит аналитик.
«На ценовую составляющую продуктов питания существенно повлияет и грядущее повышение цен на энергоносители. Уже сегодня Нацкомиссия по госрегулированию в сфере энергетики и ЖКХ заявила, что население не доплачивает за электроэнергию 57%. Вскоре мы услышим, что и промышленность недоплачивает. Все это будет вложено в стоимость продуктов питания, и соответственно, вытянуто из нашего кошелька», — уверяет он.
Кроме того, вследствие национализации ПриватБанка и дальнейшего разрушения банковской системы будут наблюдаться серьезные проблемы не только у средних, но и у крупных предприятий. Если возникнут серьезные ограничения в движении средств, это негативно повлияет на цены. Так же, как и уничтожение более половины украинских банков. Это не только потеря населением депозитов, но и колоссальные потери для украинского бизнеса, который за последние три года потерял пол триллиона гривен. Эти деньги Нацбанк вместе с собственниками других банков де-факто украл у бизнеса, считает аналитик.
«Откуда возьмутся инвестиции, кредиты и хоть какие-то средства для оздоровления экономики и снижения цен? Позитивов я не вижу. Ну, разве что, улитки подешевеют. Или мясо и яйца страусов. Потому что там как раз есть государственная поддержка. Те, кто питается подобными продуктами, могут спать спокойно», — резюмирует он.
Антиамериканский подход украинской власти
Главная проблема украинского АПК в том, что власть никак не может осознать: сельское хозяйство — это наше конкурентное преимущество. В той же Америке, успешный образ которой так активно культивируется в современной Украине, фермеры — это привилегированный класс. Не случайно американцы часто повторяют: «Фермер создал Америку». У нас же, вместо того, чтобы создать малому отечественному бизнесу режим максимального благоприятствования, его фактически уничтожают, тем самым создавая угрозу национальной безопасности, считает экономист Виктор Лисицкий.
«В начале 2000-х фермеры принесли Украине несколько десятков миллиардов долларов поступлений. И если бы украинское село не поднялось тогда и не вышло на высокие объемы экспорта зерна и зернобобовых, Путин уже давно царствовал бы во Львове», — уверяет он.
Не только село, но и весь производственный сектор сегодня брошен на произвол судьбы. Три года подряд не растет система его кредитования. Зато растет скорость вымирания украинцев. После революции достоинства каждая тысяча украинцев сократилась на 4-5 человек. За годы независимости мы уже потеряли 9 миллионов. Это меньше, чем за годы голодомора, считает эксперт.
Одной из главных макроэкономических причин роста цен аналитики называют тот факт, что в любой стране мира в случае, если учетная ставка НБУ превышает прогноз инфляции на текущий год, это приводит к отъемному кредитованию. Это означает, что деньги из оборотных средств переходят на потребительский рынок и безвозвратно исчезают со счетов предприятий. Соответственно, сокращаются объемы производства, снижается качество товаров, и растут цены. Поскольку в последние три года на Украине этот процесс не прекращается, то постоянный и тотальный рост цен практически неизбежен. И тенденция эта будет нарастать, если не переломить ситуацию. Но для этого нужна политическая воля и грамотная экономическая политика, которая не будет меняться с приходом каждого нового состава кабинета министров, считают экономисты.
15 февраля украинские аграрии планируют провести масштабную акцию протеста во всех областях Украины, чтобы заставить власть повернуться лицом к проблемам малого бизнеса в АПК и изменить аграрную политику в интересах народа.