Документальный фильм «Украина в огне», который был снят украинским режиссером Игорем Лопатенком при деятельной поддержке знаменитого голливудского мэтра Оливера Стоуна, участвовавшего в проекте в качестве продюсера и интервьюера, стал заметным источником раздражения для украинских властей. Эта документальная лента была представлена публике еще в начале года, однако ее официальный показ на российском телеканале РЕН ТВ был символически приурочен к трехлетней годовщине Евромайдана. И если российский канал рассчитывал усилить таким образом резонанс картины, он явно попал с этим в яблочко — поскольку политизированная аудитория России и Украины восприняла фильм с огромным интересом, позволив широко раскрутить его среди постсоветской аудитории, которая уже второй день азартно обсуждает популярную киноленту.
Хотели уколоть — укололи
Фильм вызвал крайнее раздражение профессиональной патриотической общественности Украины, которая обрушилась на новый документальный фильм и лично на Оливера Стоуна — несмотря на то, что он выступал в качестве продюсера фильма, и, в общем, не должен был задавать его идеологическую линию. Петиция с требованием запретить показ украинского фильма Стоуна уже собрала более 10 тысяч подписей, а ее авторы расценивали ленту в качестве видеоприложения к знаменитому плану «Шатун», который был подготовлен Владиславом Сурковым для дестабилизации Украины:
«Фильм, на первый взгляд, посвящен Евромайдану, однако, по факту, всемирно известный режиссёр снял очередную провокацию. В нем все перекручено с ног на голову, а факты подтасованы. Россияне хорошо знают о временных социально-экономических проблемах Украины, вызванных сложностями переходного времени эпохи реформ. И данный фильм ещё раз постарается обвинить во всем Майдан, а не правительство Януковича. Показом фильма Стоуна правительство России намеревается спровоцировать массовые волнения в Украине», — написал автор размещенного на change.org документа.
Впрочем, эта нервная реакция только прорекламировала фильм Лопатенка и Стоуна, который уже побил все рекорды просмотра на РЕН ТВ, и собрал сотни тысяч просмотров на канале Youtube. Надо отметить, что данные достижения практически не имеют отношения к художественным достоинствам ленты. Фильм «Украина в огне» на удивление беден на сенсации и ловкие сюжетные ходы — противники Евромайдана очевидно не найдут там ничего нового, а сторонники украинского правительства критикуют ленту только потому, что ее положено считать антиукраинской.
Эта картина всего лишь озвучивает общеизвестные факты — причем, крупными штрихами, практически не останавливаясь на подробностях событий. Авторы ленты не пытаются раскрыть нам нюансы киевских протестов. Они пытаются решить другую задачу — представить западной телеаудитории альтернативный взгляд на то, что происходило три года назад на майдане, заодно показав, к чему это привело Украину. И очевидно, что сегодня на этот взгляд уже сформировался определенный спрос, который особенно актуален теперь, когда Запад гадает, какой будет украинская политика Дональда Трампа. И готовится пересмотреть собственную линию в отношениях с киевскими начальниками.
Полутона Майдана
Не секрет, что начиная с ноября 2013 года западная телеаудитория преимущественно смотрела на события Евромайдана глазами ангажированных СМИ, которые всеми способами рекламировали это движение, старательно ретушируя и скрывая от наших глаз все его неудобные особенности и родимые пятна национализма. Фильм Стоуна лаконично и убедительно развенчивает эти мифы.
Эта картина не плодит дешевых сенсаций, однако она прямо говорит о том, что майдановскому движению активно помогало правительство США, что в нем принимало участие множество ультраправых боевиков, которых реабилитировали по такому случаю демократические СМИ, создавая приглаженный, и даже гламурный образ киевских протестов. А убийства «Небесной сотни» были выгодны организаторам Евромайдана, а отнюдь не бежавшему из страны Януковичу, как в этом заверяли общественность медиа.
Спустя три года эта ложь распадается — и в ленте Стоуна можно увидеть неприглядную, но такую знакомую для нас правду о массовых акциях в центре Киева, без попыток убрать из кадра нацистскую символику.
Впрочем, правдивое изображение киевских событий 2013-2014 годов является только одним из факторов, которые раздражают украинскую патриотическую общественность. Многих раздражает сам факт того, что Оливер Стоун активно общается в кадре с президентом России Владимиром Путиным, бывшим главой Украины Виктором Януковичем и экс-министром МВД Виталием Захарченко. Эти люди, которые являются непосредственными участниками событий Евромайдана, не говорят американскому режиссеру ничего, что можно было бы назвать принципиально новым.
Так, Захарченко и Янукович рассказывают о том, что украинские протесты отнюдь не были спонтанным взрывом народного недовольства, поясняя, что их давно и тщательно готовили оппозиционные силы. Хотя, при этом, сам Янукович не торопится объяснить, почему его правительство целый год агитировало население страны за интеграцию в Евросоюз, помогая вырыть яму, в которую в итоге и провалился бывший президент Украины. Хотя опытный интервьюер Стоун явно пытался подтолкнуть его к этой теме.
Что касается Владимира Путина, он говорит Стоуну еще меньше, ограничиваясь дежурными словами о том, что Россия опасается дальнейшего расширения военного блока НАТО, в который могут исподволь втянуть Украину — настаивая на том, что присоединение Крыма было совершено по воле его жителей. Авторы фильма, в общем и целом, подтверждают это своим анализом событий февраля и марта 2014 года. Документальная лента полностью объективна — ее авторы всегда озвучивают официальную позицию киевского правительства, как бы она не противоречила тому, что говорят российские политики.
Кино не для всех
С точки зрения украинских СМИ, вина Оливера Стоуна состоит именно в том, что он провоцирует общественную дискуссию и оспаривает официальную версию событий в Киеве, на Донбассе и в Крыму, на которой уже три года публично настаивает Петр Порошенко. Так что, украинцы, в общем-то, не имеют никаких шансов увидеть новый документальный фильм на экранах телевизора и в кино.
Насколько велико значение новой ленты, которая прочно связана в общественном сознании с именем автора фильма «Взвод»? Безусловно, сейчас, когда множество украинцев жестоко разочаровались в последствиях политического переворота 2014 года, они смогут по-новому взглянуть на эти события, используя для этого документальный фильм Лопатенко. Конечно, многие подвергнут его критике, которую вполне заслуживает данная лента. Но она полностью разрушает слащавые пропагандистские мифы киевского правительства, которым три года кормили западную публику. Наступает время прозрения — и в этом смысле, фильм, который актуализировал своим именем Оливер Стоун, может сыграть большую и очень положительную роль, помогая раскрыть правду о Евромайдане.