Украинские власти поводят массированную кампанию по ликвидации крупнейших хранилищ «пиратского» видео. Во вторник стало известно, что киберполиция прекратила работу ресурса FS.to, изъяв в ее офисе около 60 серверов. А буквально на следующий день было объявлено о закрытии крупнейшего в стране файлообменника EX.ua, который закончит свою работу 30 ноября — чтобы избежать судьбы своих конкурентов.
Оба этих ресурса имеют огромную популярность у жителей Украины. Достаточно сказать, что в октябре на сайте FS.to было зафиксировано 23 миллиона посещений, а на файлообменник EX.ua заходили 36,6 миллионов раз, что, в общем-то, делает этот сайт одним из самых востребованных ресурсов украинского интернета. Как пошутили в свое время представители EX.ua, этот файлообменник является единственным сайтом, куда ходят так же часто, как на популярные порносайты.
Бесплатное как данность
Причины такой высокой посещаемости виртуальных хранилищ фильмов и видеоигр, которая устойчиво росла в течение последних лет, состоят в том, что украинцы практически бесплатно получают на них то, за что они не в состоянии заплатить. Массовый рост числа пользователей интернета, о котором с гордостью говорили в Украине, отражал общую тенденцию, характерную для бедных стран третьего мира. В интернет уходили для того, чтобы экономить — ведь стоимость лицензионного видео, музыки или компьютерных программ резко контрастирует с реальными доходами украинцев.
Купив дешевый компьютер и заплатив десять-пятнадцать долларов месячной абонентной платы, украинский пользователь может бесплатно получить здесь все то, за что ему надо было бы каждый раз платить деньги в оффлайне.
Именно поэтому интернет, который еще десять лет назад считался привилегией жителей крупных городских центров, широко охватил сегодня провинцию, и пришел в самые глухие села, где подростки массово используют дешевые китайские смартфоны. Рост цен и падение уровня жизни в буквальном смысле загнало в интернет-сеть миллионы людей — в том числе, представителей старшего поколения, которые были вынуждены осваивать интернет в свои зрелые годы, бросая вызов прежним стереотипам. Поскольку ни у кого из среднестатистических украинских граждан нет возможности платить 15-20 долларов за диск с лицензионной видеопродукцией — а играть в игры, а также смотреть фильмы, мюзиклы и телешоу, которые остаются едва ли не последней отдушиной маленьких украинцев, хочется всем. Тем более сейчас, когда в результате цензуры из телеэфира и кинопроката исчезли сотни «политически неблагонадежных», но по-прежнему любимых в народе фильмов.
Можно сказать, что сегодня украинские власти пытаются отобрать у граждан последнее, что они еще могли получать бесплатно. Причем, очень симптоматично, что крестовый поход против файлообменников был санкционирован благодаря усилиям американских правообладаталей.
По словам управляющего партнера юркомпании Юскутум Артема Афяна, который официально представляет интересы EX.ua, этот ресурс прекращает работу под давлением американской стороны. Организация Motion Picture Association of America давно добивалась его закрытия, а офис торгового представителя США неоднократно включал украинский файлообменник в список пиратских сайтов. И если во времена Януковича, когда американцы впервые пролоббировали ликвидацию EX.ua, украинские власти возобновили его работу, испугавшись массового народного недовольства, то нынешняя власть полностью зависима от воли заокеанских партнеров. И готова автоматически записать всех недовольных в черный список агентов Кремля.
Товар халявной необходимости
Кроме того, закрытие видеохранилищ открыто одобрили украинские медиамагнаты — к которым, кстати, относятся практически все ведущие украинские олигархи, включая Порошенко, Коломойского, Ахметова и Пинчука. Так, Владимир Бородянский — директор компании StarLightMedia, которая контролирует ICTV, CTБ, Новый канал, М1, М2, QTV — заявляет о том, что EX.ua не соблюдал авторские права на видео его каналов. Больше того, ведущие представители украинского медиабизнеса открыто пролоббировали пресловутый закон о поддержке украинского кинематографа, который может законодательно облегчить ликвидацию файлообменников, а также любых других сайтов — включая государственные и некоммерческие ресурсы.
Согласно прописанном в нем антипиратском параграфе, провайдеры будут обязаны в течение суток закрыть доступ к любому ресурсу, если на него поступила жалоба правообладателя, а собственник сайта не успеет доказать легальное происхождение размещенного на нем контента.
Когда этот закон будет подписан президентом, правообладатели получат возможность блокировать любые ресурсы, где прозвучало несколько тактов принадлежащей им песни. Не говоря уже о том, что под таким соусом будет легко и удобно блокировать неудобные власти оппозиционные сайты.
Очевидно, что эти репрессивные меры отражают полное безумие представителей шоу- и медиабизнеса, которые гонятся за сверхприбылью и пытаются выжать из людей последние деньги — не понимая, что если людям не за что оплатить коммунальные тарифы, они не будут покупать их диск с кинофильмом. Уже потому, что средств на это у них попросту нет. Ликвидация легальных видеохранилищ всего-навсего приведет к очередному расцвету торрент-трекеров и разнообразных ресурсов с неавторизованным контентом — таких, как уже существующие сайты kinogo.club, baskino.club, filmix.net и gidonline.club. И никакие репрессивные меры украинской киберполиции — даже если они будут направлены против беззащитных украинских интернет-пользователей — объективно не смогут подавить массовое распространение нелицензионной видеопродукции.
В 2012 году, когда украинские власти впервые попробовали закрыть тот же самый EX.ua, это вызвало массовое общественное возмущение и привело к активным протестам. Спустя три года после начала «революции достоинства» обнищавшие, запуганные, разочарованные украинцы пассивно жалуются на власть в интернете, не пытаясь выйти на борьбу против откровенного произвола — ни после платежек с космическими цифрами, ни после того, как их лишают возможности смотреть любимые фильмы, отобрав зрелища вслед за хлебом. А ведь масштабное наступление на интернет, которое вместе проводят сейчас власти и бизнес, не только отбирает у украинцев бесплатное кино или игры. Оно также ставит под угрозу остатки наших демократических свобод, которые вскоре могут загнать в самые дальние уголки интернета.