«Вы знаете, тут, может быть, что-то личное. Какой-то деятель может иметь какое-то внутреннее чувство, что Америка чего-то не делает так, как хотелось бы, или пытается это делать, а у нее не получается. Чувство постепенного, но все-таки ухода этой всемогущественности. Это понятно для меня», — сказал Лавров.
По словам министра, этот процесс стал болезненным для стран Запада, потому что столетиями он, если брать в целом, правил миром. Лавров пояснил, что Советский Союз был все-таки «закрытый мир от глобального процесса, мир во многом в себе», передает РИА «Новости».
И когда аномалия «закрытого общества» СССР исчезла, сказал Лавров, «все думали, что теперь Россия «съежилась» до своего естественного размера, и все будет хорошо: они продолжат, как это было начиная с XVI-XVII веков, устанавливать порядки и правила, и все их будут слушаться».
«Видите, они ошиблись. Может быть, их завышенные ожидания о том, что Россия после 1992 года и даже немного раньше, извините за жаргон, у них «в кармане», конечно, закончились «похмельем» не потому, что мы им хотели насолить, а просто потому, что мы очень хотели сделать свою страну самостоятельной, достойной для жизни и такой, которой хотим гордиться. Как сказал на днях президент России Путин, выступая в Госдуме, наша страна имеет право быть сильной, при этом не отказывая в этом праве никому другому, и не навязывая никому каких-то рецептов как себя вести», — добавил Лавров.
«Я не могу припомнить ни единого раза, когда президент России Путин хоть как-то неуважительно отзывался о любом из своих коллег, что бы этот коллега в отношении Российской Федерации ни предпринимал и ни говорил. В отношении Путина в некоторых западных столицах стало «нормой хороших манер» отзываться эпитетами по принципу, кто кого переплюнет», — сказал Лавров.
Он добавил, что Россия «очень долгое время не может добиться от американцев просто вежливого, цивилизованного отношения к целому ряду проблем, которые накапливались в наших отношениях».
«Мы, честно скажу, проявляли очень долго то, что американцы называют «стратегическим терпением», — отметил он. — Ведь ухудшение отношений в одностороннем порядке со стороны американцев началось задолго до Украины».
По словам Лаврова, Россия делала все, «чтобы локализовать конфликты». При этом в качестве примера руководитель внешнеполитического ведомства привел принятый в США закон Магнитского. «Да, мы были вынуждены отвечать», — сказал министр.
«Потом была совершенно непонятная обида — так взрослые люди, по-моему, не должны обижаться — из-за Сноудена. Нас обвинили в том, что мы его завербовали, затащили к себе. Это просто чушь, все про это знают. Так что это накапливалось достаточно давно», — продолжил глава МИД.
В числе накопившихся проблем Лавров обратил внимание на усыновление и удочерение.
«До сих пор нам не дают никакого доступа, в том числе на некие ранчо, которые являются частными детскими домами, — сказал он. — Просто те американцы, которые захотели усыновить наших детей, а потом расхотели это делать, сгружают их в этот детский дом, как балласт. Мы уже 10 лет бьемся над тем, чтобы туда попасть. Нам отказывают, говорят, что это частная структура».
«Еще один такой сюжет — это абсолютно застарелый вопрос, когда американцы хватают наших граждан в третьих странах, арестовывают, по сути дела занимаются похищением, — добавил глава МИДа. — Истории Виктора Бута и Константина Ярошенко очень показательны».
Он напомнил, что Бут был арестован в Таиланде по обвинению в попытке вступить в преступный сговор.
«Агенты ФБР его просто спровоцировали, пытаясь выбить его согласие в обмен на то, чтобы он предоставил авиационные услуги для доставки чего-то куда-то, — отметил министр. — Но когда таиландский суд отказал американцам в экстрадиции, после этого была повторная попытка со стороны США, и тогда уже Бута вывезли из Таиланда в нарушение таиландских законов без получения согласия. Выкрали».
«Что касается Ярошенко, то там, в Либерии, просто даже никакого суда не было, — продолжил Лавров. — С независимым государством Либерией обошлись, как с колонией, которой она уже давно не является».
Напомним, выступая в Петербурге на экономическом форуме, президент России Владимир Путин назвал Америку единственной сверхдержавой, но подчеркнул, что такой статус не дает ей права вмешиваться в дела России.