Лидеры стран Латинской Америки осудили импичмент президента Дилмы Руссефф: «Этот переворот не просто против Дилмы. Это против Латинской Америки и стран Карибского бассейна. Это против нас, это атака против популярных, прогрессивных движений сторонников левых взглядов», — подчеркнул президент Венесуэлы Николас Мадуро. Ранее МИД страны отозвал посла и объявил о заморозке отношений с Бразилией.
«Бурна вода истории»
Напомним, Федеральный сенат — верхняя палата парламента — Бразилии вечером накануне окончательно отправил в отставку Руссефф (61 голос против 20). В качестве единственного утешения за Руссефф оставили право работать в государственных учреждениях.
Прощаясь со своими сторонниками, Руссефф процитировала поэта Владимира Маяковского: «Нам не с чего радоваться, но нечего грустить. Бурна вода истории».
Ее сменил 75-летний вице-президент Мишел Темер, который был лишь врио главы государства с 12 мая, когда Руссефф временно отстранили от должности. Акции сторонников Руссефф начались в последние дни по всей Бразилии. В четверг в Сан-Паулу произошли столкновения сторонников Руссефф с полицией.
«Кто здесь путчист?»
Новый лидер Бразилии Темер отверг упреки в государственном перевороте.
«С настоящего момента мы должны оспаривать этот тезис. Кто здесь путчист? Путчист — это тот, кто предлагает не следовать конституции. И это не мы», — цитировал Темера ТАСС.
Он даже осудил решение Федерального сената сохранить за Руссефф доступ к государственным должностям. Это свидетельствует о расколе среди его союзников, заметил Темер: «Такая ситуация больше не должна повториться. Это недопустимо, так как правительство должно быть единым».
Замдиректора Института стран Латинской Америки РАН Владимир Сударев также сказал газете ВЗГЛЯД, что с юридической точки зрения говорить о захвате власти нельзя.
«Формально Конституция не была нарушена. Но с другой стороны, а судьи кто? Кто осудил и приговорил к импичменту Руссефф? Те же самые коррупционеры, большинство из них завязаны на подобных скандалах — это, к сожалению, фамильная черта Бразилии, — отметил эксперт. — Даже когда приходят «левые» президенты, будь то Лула, будь то Руссефф, они невольно оказываются замешаны в этих играх».
«Не застрахован от потери мандата»
Мишел Темер полон решимости вывести страну из кризиса при помощи либеральных методов, в том числе приватизации. Но в самой Бразилии в его успехе многие сомневаются.
Так, преподаватель Бразильской школы экономики и финансов при Фонде Жетулиу Варгаса Иштван Кажнар отметил: «Темер может столкнуться с различными трудностями: например, в его отношении идет расследование в Высшем избирательном суде по поводу возможных нарушений при финансировании избирательной кампании. Парадокс ситуации, сложившейся в Бразилии, состоит в том, что новый лидер также не застрахован от потери мандата».
Он также напомнил, что Темер не пользуется популярностью.
«Чтобы избежать падения, он начал политическую игру: стратегия Темера состоит в том, чтобы заручиться поддержкой как можно большего числа союзников. Поэтому он принял решение увеличить зарплату некоторым категориям государственных служащих, например, судьям. Подобные инициативы тяжким бременем ложатся на частный сектор, который и так испытывает трудности», — отметил экономист.
«С другой стороны, министр финансов Энрике Мейреллес заявил о намерении в ближайшем будущем увеличить налоги, а это именно то, чего нельзя делать, когда экономика переживает глубокую рецессию. Это ухудшит показатели инвестиционной привлекательности и доверия к новому правительству», — считает Кажнар.
Он также добавил, что реформам мешает большое число партийных фракций в парламенте, каждая из которых часто выдвигает совершенно разные требования.
По мнению Кажнара, в ближайшие недели либерально настроенная пресса, выступающая с правых позиций, постарается сделать акцент на позитивных экономических показателях, чтобы повысить доверие к правительству.
«Но не исключено, что мы не увидим серьезных реформ, которые необходимы стране», — сказал эксперт.
«Функционер среднего уровня»
В том, что Темер сможет выправить тонущую Бразилию, сомневается и Сударев: «Не думаю, что правительство Темера ждет какое-либо серьезное будущее», — подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что Бразилия растеряла свою репутацию, перестала быть региональной державой, теперь это страна с тяжело болеющей экономикой, высоким уровнем инфляции и безработицей. «Из всего этого Бразилию надо вытаскивать, и сможет это, видимо, лишь новое правительство», — считает собеседник.
По его мнению, логичнее было бы, как и предложила Руссефф, вместо импичмента провести всеобщие выборы.
«Хотя серьезных претендентов на этот пост я сейчас не вижу», — указал Сударев.
Напомним, новые выборы президента страны пройдут в 2018 году.
«Темер — функционер среднего уровня. Он ничем никогда не отличался. Вот завязаться на коррупции он может. Все-таки он был вторым лицом и, так или иначе, участвовал в скандальных событиях, связанных с Руссефф», — подчеркнул эксперт.
«Парламентско-юридический переворот»
Тем временем, кроме Венесуэлы, «парламентский переворот» в соседней стране осудил президент Боливии Эво Моралес.
«Мы отзываем нашего посла в Бразилии. Мы вместе с Дилмой (Руссефф), (экс-президентом) Лулой (да Силвой) и народом Бразилии в этот сложный час», — добавил он.
Поверенного в делах страны в Бразилии отозвал и Эквадор, своего посла, напомним, правительство отозвало в мае. Президент страны Рафаэль Корреа назвал импичмент «предательством и злоупотреблением» властью.
«Парламентско-юридическим переворотом» импичмент Руссефф назвали и в Гаване.
«Отстранение от правления президента, а вместе с ней Партии трудящихся и других союзнических левых политических сил без предъявления каких-либо свидетельств фактов коррупции или преступлений — это проявление неуважения к суверенной воле выбравшего ее народа», — возмущается кубинское правительство.
«Силы, которые сейчас пришли к власти, объявили о принятии приватизационных мер в отношении нефтяных месторождений на глубоководье и урезании социальных программ», — указало правительство Кубы.
Оно отметило ориентацию этих сил на «отношения с крупными международными центрами власти», и подчеркнуло, что «многие из тех, кто судят Руссефф, сами находятся под следствием за коррупцию».
По мнению Гаваны, «происшедшее в Бразилии — еще одна форма наступления империализма и олигархии на революционные и прогрессивные правительства стран Латинской Америки и Карибского бассейна, которая угрожает миру и стабильности наций». Куба, подчеркивается в тексте, «подтверждает свою солидарность с президентом Дилмой и ее товарищем Лулой (да Силва), с Партией трудящихся и выражает веру в то, что бразильский народ защитит достигнутые социальные завоевания, решительно будет противостоять навязываемой ему неолиберальной политике и выступит против разграбления природных богатств».
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, уже полтора года в Бразилии раскручивается крупнейший скандал, связанный с коррупцией в государственной нефтяной компании Petrobras. Антикоррупционное расследование в итоге превратилось в орудие борьбы за власть, а точнее — за лишение власти Партии трудящихся, левых, которые правят страной последние 13 лет.
Лидеры сейчас — Мексика и Аргентина
Что касается ссоры с Каракасом и другими столицами, осудившими «переворот», то на положении Бразилии это заметно не отразится, полагает Сударев.
«Эти страны сами находятся в тяжелейшем экономическом положении. Они не играют серьезной роли в регионе, — пояснил собеседник. — Вместо Бразилии страны-лидеры сейчас Мексика и Аргентина, на которые, кстати, делают ставку США».
«Полагаться на США новому руководству особо не стоит — вряд ли туда хлынут американские инвестиции, — отметил Сударев. — Бразилия не в том состоянии, чтобы превращаться в стратегического партнера Вашингтона».
Он сказал, что в Бразилию сегодня готов вкладываться только разве что Китай, и эта инвестиционная активность нужна самому Китаю, чтобы покрыть Латинскую Америку сетью железнодорожных и шоссейных коридоров и облегчить доступ своим товарам вглубь континента.
США, не исключено, сами приложили руку к скандалам в Бразилии.
«США искали стратегического партнерства с Бразилией, но было слишком много расхождений: и по этанолу, и по новым технологиям, и по добыче нефти на бразильском шельфе. Бразилия выступала как самостоятельная региональная держава, это США не нравилось. Им нравятся стратегические союзники, которые пляшут под их дудку — то, что происходит с Мексикой и Аргентиной», — указал собеседник.
Марина Балтачева
Оригинал публикации