Любители музыкального конкурса с нетерпением ждали 25 августа, когда должны были назвать город, который примет крупнейший музыкальный конкурс Европы. Однако Кабинет министров уже не в первый раз и без объяснения причин отменил оглашение результатов.
О своем желании принять у себя участников конкурса заявили Киев, Днепр (бывший Днепропетровск), Одесса, Львов, Харьков и Херсон. В финал прошли только первые три. Затягивание с принятием окончательного решения вызвало негативные эмоции у представителей местных властей этих городов.
Днепр в аутсайдерах
«Четвертый перенос объявления города, принимающего «Евровидение-2017». Вначале — до 1 августа. Потом — до Дня Независимости. Затем — сегодня. Теперь уже на следующей неделе. Вся страна потеряла почти 2 драгоценных месяца!!! Стыд и позор», — написал на своей странице в Facebook разгневанный мэр Днепра Борис Филатов.
Мэр уже сейчас понимает: городу, возглавляемому ставленником Игоря Коломойского, вряд ли дадут возможность принимать «Евровидение». После отмены пресс-конференции 25 августа генеральный директор Национальной телекомпании Украины «UA:Первый», которая занимается организацией участия украинских исполнителей в конкурсе, Зураб Аласания отметил значительные преимущества Киева и Одессы в этом противостоянии.
«Нос в нос идут. Но и у каждого из них есть недостатки. Разные, однако, серьезные в обоих случаях. Рабочая группа оргкомитета продолжает уточнять позиции», — сказал он.
Однако эти слова не добавили спокойствия и уверенности киевским и одесским политикам. Так, по словам мэра украинской столицы Виталия Кличко, затягивание объявления победителя отбора города-хозяина «Евровидения-2017» вызывает все больше вопросов.
«Что или кто мешает, наконец, назвать город, который будет принимать «Евровидение»? Такая неопределенность усложнит подготовку любого города из трех претендентов на международный песенный конкурс. В результате может пострадать репутация нашей страны», — говорится в сообщении на официальном сайте Киева.
В свою очередь, внефракционный депутат Верховной Рады VIII созыва Борислав Береза нашел объяснение этой ситуации.
«Сегодня (25 августа — ред.) должны были объявлять. И поздравлять с этим должны были Одессу. И когда об этом узнали в определенной Администрации, то очень сильно расстроились. И все дальнейшие телодвижения связаны с этим. Дело в том, что упускать такую возможность, финансовые потоки, из Киева не хотят», — заявил политик.
Депутат утверждает, что европейская сторона отдает предпочтение именно Одессе, потому что она расположена на берегу моря и располагает курортами. Хотя насколько эта информация соответствует действительности — вопрос. Неделей ранее пресс-секретарь министра культуры Украины Юлия Даценко сообщила, что представители Европейского вещательного союза по итогам проверки технического состояния арен остались довольны высоким уровнем готовности каждого из городов-претендентов и не против проведения конкурса в любом из них.
Подковерная борьба муниципалитетов
По официальной версии, оргкомитету необходимо время, чтобы подробнее изучить возможности Киева и Одессы принять «Евровидение».
Ранее министр культуры Украины Евгений Нищук признал, что в стране нет площадки, подходящей для проведения музыкального конкурса в следующем году. В частности, одно из требований к площадке — наличие крыши. Глава ведомства не исключил, что одной из возможных мест для проведения песенного конкурса может стать спорткомплекс «Олимпийский», но для этого потребуется оснастить его крышей.
Проблему крыши легко можно было бы решить при наличии политической воли. Ведь «Евровидение» — не просто конкурс, для Киева — это громкоговоритель, через который он доносит Европе и миру свою политическую позицию. Как и в случае с победившей на прошлом песенном конкурсе Джамалой, которая пела о потерянном доме, подразумевая то ли депортацию крымских татар в 40-е годы, то ли присоединение Крыма к России в 2014 году, то ли все одновременно.
Но даже политическую сторону вопроса перевешивает фактор денег. По словам заместителя генерального директора Национальной телекомпании Украины Виктории Романовой, финансирование конкурса будет осуществляться из нескольких источников: государственный бюджет Украины, бюджет города, средства Европейского вещательного союза и поступления от спонсоров. В частности, Кабинет министров выделил на эти цели 450 млн гривен, или $18 млн.
«Евровидение» — это телевизионное шоу, организация которого обходится в круглую сумму. Например, в 2005 году Украина потратила на его проведение около 120 млн гривен, или $23, в том числе 68 млн гривен выделил из государственного бюджета, несколько миллионов евро предоставил Европейский вещательный союз, а остальную сумму вложили спонсоры, преимущественно украинские. Однако столь крупные траты не всегда окупаются: в 2012 году Азербайджан потратил $68,9 млн, а доход от приема музыкального конкурса составил всего $10 млн.
Борислав Береза уверен, что перенос даты оглашения города, который примет «Евровидение-2017», прежде всего связан с материальным аспектом.
«Чиновники понимают, что часть денег будет давать Европа, часть Кабмин, и они понимают, что у них из рук уходят финансовые потоки. Их отодвигают от бюджетного корыта. Они отодвигают брифинг, который ждет вся страна, и начинают якобы переговорный процесс, просто потому что кто-то хочет откусить от этого корыта большой кусок», — заявил депутат Верховной Рады.
В условиях серьезного экономического кризиса, который сейчас переживает вся Украина, проведение «Евровидения» выглядит для городских властей, как свет в конце тоннеля, и возможность привлечь средства в муниципальный бюджет. Например, в Киеве велика вероятность срыва отопительного сезона, и Виталий Кличко честно в этом признался. В июне Государственная исполнительная служба списала 21,3 млн гривен со счетов компании «Киевэнерго» в пользу НАК «Нафтогаз Украины». После этого «Киевэнерго» заявила о своем критическом состоянии из-за блокировки деятельности и ареста счетов.
Помимо выделяемых на организацию «Евровидения» средств и инфраструктуры, которая достается городу после его проведения, местные власти получают доход от продажи билетов, рекламы, а также повышение престижа города как туристического центра.
По словам советника министра инфраструктуры Украины Яники Мерило, 75% расходов на проведение «Евровидения-2017» покроет прибыль от билетов. Однако с учетом неспокойной ситуации в стране, где продолжается гражданская война, не понятно, сколько иностранных гостей решатся приехать поддержать своих исполнителей. По данным Государственной службы статистики Украины, турпоток в страну за период с 2013 по 2015 годы сократился на 93,5%.
И все же, с точки зрения Киева, затраты на «Евровидение» оправданы. В условия частичной изоляции, в которой оказались власти страны, даже песенный конкурс — хорошая возможность изъясняться с миром. Украинцы любят петь, освоить этот жанр, судя по всему, предстоит и политикам.