Страховые выплаты, которые осуществляют украинские страховщики по факту смерти в ДТП, в среднем составляют около 200 тыс. грн (около € 7 тыс), тогда как в странах ЕС эти суммы достигают €2,5 млн. Выплаты по травмам, полученным в ДТП, в ЕС составляют сотни тысяч евро. На Украине пострадавший может получить менее 10 тыс. грн.
Смерть на дороге
Ежегодный ущерб от ДТП составляет свыше $4 млрд. Большая часть этой суммы — выплаты на ремонт и восстановление автомобилей. Мизерные страховые выплаты по факту смерти в ДТП — яркое свидетельство наплевательского отношения украинского государства к жизни и здоровью своих граждан.
С начала года до 31 мая по официальной статистике на Украине произошло более 60 тыс. ДТП, в которых были травмированы более 12,5 тыс. человек, 1178 из которых погибли. 1300 ДТП произошли с участием детей возрастом до семи лет.
Такие данные были обнародованы организаторами проекта Traffic Challenge в Киеве в четверг.
«У нас в структуре выплат по страхованию на Украине выплаты по жизни и здоровью занимают всего лишь шесть процентов. В Европе выплаты по жизни и здоровью превышают выплаты материального ущерба — разница более чем в восемь раз», — рассказала руководитель Traffic Challenge Ольга Дробышева нашему изданию.
Вывод прост: сами граждане тяготеют к тому, чтобы страховать не свои жизнь и здоровье, а, в первую очередь, имущество. Отсюда — и оценка жизни самими страховщиками, которая может быть ниже стоимости подержанного автомобиля.
Опираясь на европейский опыт, можно утверждать: высокая оценка стоимости жизни выгодна не только гражданам и государству, но и, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, самим страховым компаниям.
Низкая оценка жизни — это и сигнал для властей. Запроса на качественные дороги и их обслуживание, на хорошую работу патрульной полиции в обществе нет. А значит эту статью затрат вычеркиваем.
Полтора миллиона за депутата
От оценки жизни людей зависят и социальные стандарты, — считает Дробышева.
«Исключением из этого правила является закон Украины «О статусе народного депутата Украины», согласно которому жизнь и здоровье народного депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных назначений на обеспечение деятельности Верховной Рады Украины на сумму десятилетнего денежного содержания народного депутата, что составляет почти 1,5 млн грн», — рассказал президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк.
«У нас жизнь человека не стоит ничего, и это мы видим по всему, что происходит в стране. И по политическим, и по экономическим процессам, по той же самой войне, по тем же самым дорогам, по той же самой безопасности дорожного движения», — констатировала Ольга Дробышева.
«И молимся, чтобы страховка не подвела»
На фоне экономического спада и скачков курса украинской национальной валюты страховые компании несут огромные потери. Они вынуждены поднимать цену страховки для потребителя, поскольку стоимость импортных запчастей и ремонтов выросла после трехкратного обрушения гривны в 2014 году.
При этом чтобы хоть как-то сдержать рост цен, страховщики минимизируют свои риски, исключая из контрактов большинство страховых случаев, оставляя лишь самые важные — вроде полного уничтожения машины. В этом случае смерть водителя и пассажиров, как правило, неизбежна.
Тем не менее ситуация остается катастрофической для отрасли.
«Много людей вообще отказалось от страховки, многие страховые компании ушли с украинского рынка, или испытывают трудности с выплатой страховых вознаграждений», — рассказала Дробышева.
Исследование, которое должно дать ответ на вопрос «Сколько же стоит жизнь украинца?» призвано не только оживить страховой рынок, но и радикально изменить структуру страховых выплат. В приоритете — жизнь и здоровье, имущество вторично. Другой вопрос, готово ли к этому украинское общество, и готова ли власть поставить человеческую жизнь главным приоритетом не на словах, а на деле.