10 июня многие российские и украинские жены на один месяц потеряют своих мужей, а девушки — парней. Впрочем, справедливо и обратное. Нет, речь не идет об очередной волне мобилизации. Все гораздо серьезнее. Во Франции стартует чемпионат Европы по футболу.
Сборная Украины по футболу прибыла в Марсель(Франция) Bonjour! #EURO2016 #ЕВРО2016 #ЄВРО2016 #Ukraine #France pic.twitter.com/zDZd6YNHn6
— Покровськ (@pokrovsk1875) 7 июня 2016 г.
В преддверии соревнований Ukraina.ru решила поговорить с бывшим главой пресс-службы одной из лучших команд Украины донецкого «Шахтера» Русланом Мармазовым о том, чего ждать от Евро-2016, что мешает российским и украинским тренерам сборных, и затмят ли околофутбольные темы сами футбольные поединки.
Мармазов сразу предупреждает собеседников: прогнозов не будет.
«На таком уровне слабых команд и слабых подгрупп не бывает. Европейский и мировой футбол знает массу случаев, когда команды, которым не отводили роль фаворита, оказывались лучшими. Я вспоминаю чемпионат мира 1982 года, когда в группе были Бразилия, Аргентина и Италия. И все гадали, кто победит: Бразилия или Аргентина? А вышла из группы, и стала чемпионом мира Италия», — рассказывает болельщик со стажем.
После — Мармазов переходит к анализу ситуации с футбольными группами, в которых благодаря жребию очутились Россия и Украина.
Группы риска
«И у России, и у Украины есть в подгруппах фавориты. В первом случае — это Англия, во втором — Германия. Причем именно немецкая — одна из двух команд наряду с французской — которой букмекеры дают наибольшие шансы на победу в чемпионате. С фаворитами турнира и Россия и Украина сыграют в первом же своем матче. А значит, времени на раскачку нет.
Здесь есть элемент риска. Можно в первой игре получить от них гору голов, потерять уверенность и провалить следующие игры», — рассказывает о возможных опасностях Мармазов.
При этом, он отмечает очень сильную «похожесть» подгрупп, в которых будут играть и Украина, и Россия. В обеих есть британские команды: Северная Ирландия у Украины, Уэльс у России. Есть в подгруппах и по команде из Восточной Европы. У России в подгруппе это — Словакия, у Украины —Польша.
«Тут нужно посматривать на расписание матче. При всем уважении, я не верю в позитивный исход этого для Украины. Северная Ирландия — здесь Украина должна бы выигрывать. Ведь иначе сложно размышлять о дальнейшем участии в чемпионате. И последний матч — с принципиальным противником Польшей. С поляками всегда сложно играть: они настырные, напористые. А вполне вероятно, что в этом матче будет разыгрываться путевка на выход из группы», — отмечает Мармазов.
По его словам, выход из группы был бы замечательным для Украины и нормальным для Германии. Если Германия не выйдет из группы, это будет катастрофа для чемпионата, ведь все хотят видеть игру сильных команд.
Что касается России, то тут, как отмечает Мармазов, у команды шансы хорошие. По его словам, уровень российской сборной выше сборных Словакии и Уэльса.
В то же время, как отмечает Мармазов, сборная России нестабильная. И тут есть еще один важный вопрос — тонусу, в котором находятся тренероысборных России и Украины.
Отцы-командиры
Тренер российской команды Леонид Слуцкий — тренер ЦСКА и совмещает работу и в сборной, и в клубе.
«В этом году ЦСКА стал чемпионом России. Но! Они вначале имели большой запас очков, а потом пришли ноздря в ноздрю с Ростовом и слава Господу, что прошли. Мне кажется, что это в значительной степени из-за тактики, которую выбирает Слуцкий. Он — хороший тренер, но крайне робок, несмел, и за счет этого достаточно предсказуем. А противники, естественно, изучают друг друга. И вот здесь я вижу определенные проблемы и основу для переживаний», — отмечает Мармазов.
Руководитель украинской команды тоже не в самом лучшем положении. Тренер сборной Украины Михаил Фоменко. Это, по словам Мармазова, сильный и уважаемый тренер старой школы.
«На него давят сильные обстоятельства. Он хотел взять в команду Селезнева или Зинченко, а они играют в российских командах. И тут начался вой вокруг: «Как можно брать, они зарабатывают на территории врага»? Он взял в сборную человека, но на него оказывается колоссальное давление», — рассказывает Мармазов. Фоменко проявил волю, отделил футбол от политики, и хороших игроков таки взял.
Мы спросили у Мармазова о возможном матче между командами Украины и России. И вот что он думает:
"Если вдруг сборная Украины и России встретятся, это будет матч чудовищный по накалу страстей. Еще и в домайданные времена матчи между сборными были напряженными, то теперь и подавно. Матч вызовет колоссальный интерес".
Когда околофутбол важнее самого футбола
Последние два года показали: футбольные фанаты стали грозной силой, которые могут влиять на политику стран. Украина в этом смысле показатель: националистические и фанатские группы из разрозненных участников потасовок после матчей стали «кулаками революции», а после — базой для формирования радикальных военных формирований. На такой базе вырос, например, сначала батальон, а теперь уже и полк (а люди осведомленные поговаривают и о возможном обригаживании) «Азов».
Да и российские фанаты не пасут задних. В условиях гораздо более жестких — власть за правопорядком в России все-таки следит, а не пускает все на самотек — они смогли вписать свое имя в историю. Бирюлево, «Манежка» — эти слова знает каждый молодой человек в России.
После начала конфликта на Донбассе, украинские и российские фанаты оказались по разные стороны баррикад. Лишь одиночки из России поехали в «Азов». Большинство российских фанатов либо нейтральны, либо не поддерживают Украину.
Выльется ли идеологическое противостояние в кровь на французские мостовые? Мармазов уверен — все будет тихо.
«На чемпионат Европы обычно едут те, кто может это себе позволить. Украинские фанаты, те, кто отчаянно болеют, победнее. Российские побогаче. Он сидит в своем банке, руководит, а потом надевает шарф и едет болеть. Но и подраться они могут», — рассказывает Мармазов.
В то же время, он обращает внимание на военный фактор.
«Украинские фанаты сейчас заняты. Они стоят на передовой и стреляют в Донецк. Поэтому многие фанаты и не поедут. А многих, по моей информации, в Европу и не пустили. Безвизовый режим еще когда будет, а сейчас дошло вплоть до того, что много народу купило билеты, а визы им не открыли: страну считают нестабильной, с идущей войной», — отмечает Мармазов.
С другой стороны, свою негативную роль может сыграть украинская диаспора. А это — представители Западной Украины, с определенным менталитетом и политическими взглядами. В этом смысле он не исключает эксцессов. Но до боев, по его словам не дойдет. Тем более, что французская полиция натренировалась в ходе последних акций протеста и бузотёров разгонит.
Замельдонят или нет?
Одна из наиболее остро стоящих проблем перед российским спортом сегодня — допинг. Поразительная придирчивость международных наблюдателей, не видящих в своем глазу бревна, но замечающих в чужом соринку уже стоила пятикратной чемпионке мира по теннису Марии Шараповой двух лет дисквалификации. Российские депутаты уже назвали этот и другие скандалы политическим давлением на спорт.
Однако футбол — это командный вид спорта. Одно дело, когда подводишь себя. Другое — команду. Да и требования УЕФА очень и очень жесткие.
«Если только мельдоний найдут у российских спортсменов. Почему-то его только у них и ищут… Я не думаю, что так произойдет. В футболе допинговая тема настолько серьезна, и настолько отслеживается, что нужно быть сумасшедшим, чтобы на это идти», — отмечает Мармазов.
Чиновник УЕФА имеет полное право в любой момент приехать в любой клуб и проверить игроков на допинг. Мармазов вспоминает о том, как в его родной клуб — донецкий «Шахтер» приехал проверяющий из УЕФА и взял пробы у вратаря Рыбки. И в его моче он нашел следы фуросемида.
«Это мочегонное, безобидная вещь. Но он входит в перечень препаратов, которые помогают избавиться от следов допинга. Я не верю, что Рыбка употреблял. Может, он нарушил режим и таким образом вывести следы, я не знаю. Он попался, был дисквалифицирован, подвел клуб», — рассказывает Мармазов.
Поэтому никто из футболистов допингом старается не злоупотреблять. Ведь пятно ложится на всю команду. В данном случае же пострадает сборная и честь страны.
Игра с огнем
Но если «политический» допинг можно исключить из списка потенциальных скандалов на этом чемпионате Европы, то полностью отказаться от политики не удастся.
«За минувшие четыре года ситуация крайне обострилась. Это касается не только России и УКраины, но и в Европы целиком. Люди говорят о повышенной террористической угрозе, а не о том, кто и как будет играть», — печально отмечает Мармазов
И тут он еще раз рассказывает о том, почему футбольная арена очень лакомая цель для политики.
«Почему те же ультрас так активны? Арена очень лакомая: крикнул лозунг, развернул баннер — и его увидят минимум десятки тысяч на стадионе, а максимум — миллионы зрителей благодаря трансляции», — рассказывает Мармазов.
Если сравнивать Евро-2012 с нынешним чемпионатом, бросается в глаза следующее: Польша и Украина были неинтересны террористам. А вот Франция, где уже удались несколько терактов — наоборот. Тем более, потенциальных жертв там будет больше: на чемпионат съедутся болельщики.
МЗС @MFA_Ukraine закликає громадян України бути обережними під час #EURO2016 у Франції https://t.co/J25IACGzMb pic.twitter.com/opXV1OXdgL
— Крым. Реалии (@krymrealii) 9 июня 2016 г.
В любом случае, Евро-2016 переплюнет предыдущий чемпионат по накалу страстей. А болельщиков и Украины, и России ожидает напряженное и крайне увлекательное зрелище.