А.Р. — С момента государственного переворота в Киеве многие украинцы приехали в Россию и, в частности, в Калужскую область. Это беженцы, стремящиеся получить временное убежище, лица, желающие стать участниками Госпрограммы по переселению соотечественников и в итоге получить российское гражданство. Многие из них выбрали для себя Калужскую область. Как обстоят дела с этой категорией лиц?
М.О. — На события, которые произошли на Украине, наша область откликнулась в числе первых (за исключением, наверное, приграничных Ростовской и Белгородской областей). Мы поняли, что надо что-то делать. Уже в марте 2014 года у нас был создан оперативный штаб из сотрудников ФМС, в котором мы консультировали граждан Украины и видели, что их поток растет ежедневно. Это была наработка опыта. Также и законодательство начало меняться: упрощалось для граждан Украины.
Где-то в мае 2014 у нас уже был штаб с привлечением различных структур: руководителей области, министерства труда, социальной защиты, была привлечена общественность. Особенно эта работа активизировалась, когда стали приезжать граждане из зоны боевых действий. Буквально приезжали в тапочках, без самого необходимого. Когда в Ростовской области скопилось большое количество граждан Украины, мы в пунктах временного размещения создали штаб во главе с заместителем губернатора. Было принято решение оказывать поддержку: отправляли автобусы, из министерства труда выезжали сотрудники и предлагали украинским специалистам переехать в Калужскую область. То есть, приглашали тех людей, тех специалистов, которые нужны нашему региону. И на сегодняшний день мы продолжаем работать в этом направлении.
В общей сложности, через Калужскую область прошли более 66 тыс. граждан Украины.
А.Р. — Сколько конкретно людей обратилось в органы УФМС в Калужской области за 2015 год? Все смогли получить необходимую услугу: временное убежище (ВУ), разрешение на временное проживание (РВП), гражданство РФ, стать участниками Госпрограммы по переселению соотечественников (ГП)?
М.О. — Всего на учете в УФМС России по Калужской области состоит 11 899 граждан Украины, которым предоставлен статус временного убежища на территории РФ. В 2015 году стали участниками Госпрограммы по переселению соотечественников (ГП) 5 215 граждан Украины (из них 2513 участников ГП, 2702 человек — членов их семей). Только в 2015 году в Калужской области временное убежище (ВУ) предоставлено 5334 гражданам Украины. В течение прошлого года выдано 11525 разрешений на временное проживание (РВП). Также 7884 лица приобрело гражданство РФ, из них 7820 — в упрощенном порядке. Кроме того, в Управление обратилось 275 иностранных граждан с заявлением о признании носителем русского языка. В 2015 году на учет поставлено 5926 участников Госпрограммы и 6617 членов их семей. Всего 12 543 соотечественника, из них гражданство РФ приобрели 6337 лиц. С начала реализации Госпрограммы на территории Калужской области (с 2007 года) на учет поставлено 43 697 соотечественников.
А.Р. — Были случаи отказов гражданам Украины в предоставлении временного убежища?
М.О. — За весь период, начиная с 2014 года, в предоставлении временного убежища было отказано лишь 6 лицам, так как они находились на территории региона длительное время и соответственно не прибыли в экстренном массовом порядке (5 лиц находились в СИЗО за совершенные преступления).
А.Р. — Калужская область является одним из самых привлекательных регионов — участников Госпрограммы по переселению соотечественников. Как Вы считаете, можно ли назвать успешной ее реализацию в регионе?
М.О. — Несомненно! Калужская область в числе первых 12 пилотных регионов страны заявила о готовности содействовать добровольному переселению соотечественников, желающих вернуться в Россию. С самого начала реализации Госпрограммы Калужская область занимает лидирующие позиции по приему соотечественников. Сегодня мы на первом месте и по России, и по Центральному федеральному округу по числу состоящих на учете соотечественников с начала реализации Госпрограммы.
А.Р. — Что на Ваш взгляд является основным в работе УФМС?
М.О. — Основной акцент мы делали на наведении порядка. Наладили тесное сотрудничество с пограничной службой. Скажем откровенно: время сложное. Если посмотреть на Европу, мы видим, что бывает, когда происходит бесконтрольная миграция. Не хотелось бы, чтобы и у нас в доме был такой же беспорядок. Основная цель — владеть ситуацией и контролировать всё это. Но только одна Миграционная служба не в состоянии выполнить эту работу. Только в комплексе, во взаимодействии со службой безопасности, с органами МВД, с прокуратурой, с другими структурами. Необходимы только совместные мероприятия, ведь достаточно большое количество людей въезжает в РФ. Нами совместно была разработана Концепция миграционного развития до 2025 года.
Если говорить о Калужской области, то здесь следует отметить два момента: во-первых, это демографическая составляющая. Необходимо было не допустить снижения численности населения и добиться роста — это была одна из важных задач. А вторая — нашему региону нужны рабочие руки, нужны квалифицированные специалисты. Вся наша работа, политика Миграционной службы помогает эти два вопроса объединить и решить.
И что очень важно, в рамках реализации программы к нам в регион переезжают люди, близкие нам по культуре, языку, традициям, у которых отсутствует психология «временщиков», которые видят в нашем регионе, в Российской Федерации свою новую Родину, где они будут жить всерьез и надолго.
А.Р. — Как раз по этому поводу Владимир Владимирович Путин заявил, что всесторонняя поддержка соотечественников остается для РФ приоритетом, и что власти намерены сделать эту работу как можно менее «забюрокраченной». Удается ли избежать каких-либо бюрократических моментов в работе УФМС, например, очередей?
М.О. — Я думаю, что в целом в нашем ведомстве выстроена системная работа. И серьезных проблем я не вижу. На конец 2015 года у нас было развернуто 12 пунктов временного размещения, на сегодняшний день их осталось 3, и еще один закрываем. Сегодня там размещено около 70 человек.
Поток беженцев, конечно, уменьшается. Часть из этих 66 тыс. (где-то половина) приехали к нам, спасаясь от боевых действий, а когда обстрелы в Донбассе прекратились, они уехали обратно. А те, которые хотели связать свою жизнь с Россией и остаться — практически все получают необходимые услуги.
Хотя надо честно сказать: объемы большие, конечно, бывают и какие-то недоработки. Любая государственная услуга не только от нас зависит, а и от структур, с которыми мы взаимодействуем, которые проводят проверки. Конечно, в основном все получают необходимые услуги. Исключение составляют некоторые лица, которые, возможно, причастны, например, к серьезным правонарушениям. Можно сказать, что на 80% мы в сроки, утвержденные государством, укладываемся. Задержки действительно бывают связаны с проверками: мы, в первую очередь, должны понимать: кто приехал, зачем приехал.
А что касается очередей, в частности на ул.Товарной 23, — да, знаю, случались очереди. Но надо сказать, что мы, как любой живой организм, извлекаем из ошибок опыт и стараемся подобные моменты устранить. Надо сказать, что такая ситуация у нас возникла по ряду технических причин. Возможно, в какой-то мере и человеческий фактор был одной из причин. К тому же, мы в одном помещении имели три подразделения: по работе с соотечественниками, с вынужденными переселенцами и миграционный контроль. Теперь, с открытием в Калуге Единого миграционного центра, проблемы очередей решены.
Конечно, мы стараемся сделать услуги, предоставляемые УФМС действительно максимально доступными. В отделе по делам соотечественников прием граждан, работа с беженцами и вынужденными переселенцами ведется с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00. Это и прием заявлений от граждан Украины на предоставление временного убежища на территории области, и продление данного статуса, и прием заявлений на участие в Госпрограмме по переселению соотечественников и выдача свидетельств участников, а также консультации граждан. В течение дня государственные услуги оказываются более чем 200 лицам. Все это говорит о привлекательности нашего региона, поэтому очереди, к сожалению, неизбежны.
А.Р. — Вы упомянули об открытии Единого миграционного центра в Калуге. Расскажите подробней о работе этого центра. Какие изменения ожидают мигрантов в связи с его открытием?
М.О. — Калужский филиал ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России открыт в интересах соотечественников и иностранных граждан. Оказывается помощь в подготовке и подаче документов, есть зал ожидания. На информационных щитах размещена необходимая информация, созданы комфортные условия, имеется кафе.
Калужская область — регион опережающего развития, наша область всегда будет притягивать иностранную рабочую силу, и открытие Единого миграционного центра будет способствовать улучшению работы УФМС. Кроме того, нам необходимы гарантии, что под видом мигрантов к нам не приедут люди с неблаговидными целями. Концентрируя работу в таких центрах, спецслужбам и органам правопорядка будет легче контролировать их работу, отслеживать чистоту миграционных потоков.
Особенность работы этого центра — одна дверь на входе, но когда граждане попадают внутрь — разделяются на разные потоки, что помогает исключить наличие очередей.
Следует сказать, что в связи и с возросшим потоком граждан, и, возможно, где-то несовершенным законодательством, возникла своего рода прослойка так называемых посредников, которые пытались оказывать услуги на коммерческой основе. Моя позиция на сегодняшний день, мое видение ситуации — и чтобы это можно было донести до людей — не следует прибегать к помощи этих сомнительных посредников. На сегодняшний день на территории Калужской области действует 34 филиала МФЦ и 72 территориальных обособленных структурных подразделения, которые оказывают гражданам России все необходимые услуги. Все, что касается иностранных граждан, решается в открытом едином центре.
Еще один такой центр в нашем регионе открыт в Обнинске. Также еще один мы планируем открыть в Людиново. Это даст уход от прямого контакта сотрудника ФМС с гражданами. Тогда не будет элементов коррупции. Но этот подход не исключает индивидуальный подход к конкретному человеку: если кто-то потерял документ, или еще какая-нибудь нестандартная ситуация — конечно, мы всегда готовы идти на встречу.
А.Р. — На мой взгляд, людям просто необходимо знать, что происходит и на что можно рассчитывать. И о той работе, которую Вы проводите по улучшению, по наведению порядка. Возможно, нужно больше информации о работе ведомства?
М.О. — Порядок действительно наводится и, причем, ускоренными темпами. Если раньше после того, как человек въезжал на территорию России, он мог и не встретиться с сотрудниками УФМС, теперь мы все шаги иностранного гражданина можем видеть в базах других ведомств, с которыми мы тесно сотрудничаем. Если человек оформил, например, патент, платит налоги — мы сразу это видим.
Прогресс есть, и результат налицо. Конечно, цифры просто огромные. 200 человек, которые работают в ведомстве, практически обслуживают огромное количество людей, в том числе и граждан России: государственных услуг по Калужской области оказано свыше 800 тыс.
Когда человек вникает, тогда становится все понятно: и как работает ведомство, и что делать, когда первый раз сталкивается с необходимостью обращаться в УФМС. Но если нет полной картины, нет всей информации, — тогда и выводы делаются неправильные. И нареканий больше. Работы проводится много, но не всегда информация об этом оперативно доносится до конкретного человека.
Конечно, информация никогда не бывает лишней. Обидно, если ее недостаточно и кто-то не нашел ответы на свои вопросы. Но что касается нашего сайта, информация постоянно обновляется. То же самое можно сказать и в отношении телефонов, горячей линии — все работает, можно получить ответ на свой вопрос.
Я категорически за то, чтобы также вся информация размещалась на стендах. И всегда говорю, что если человек не найдет у нас понимания, он пойдет искать это понимание в другом месте. А это уже репутация. И если 100 человек получили достойное обслуживание (услугу), а один-два остались недовольны, — потом попробуй оправдаться.
А.Р. — Михаил Олегович, после оформления документов проблемы у переселенцев не заканчиваются. Людям необходимы жилье, работа, медицинское обслуживание, услуги образовательных учреждений. На какую государственную поддержку могут рассчитывать переселенцы? И куда обращаться?
М.О. — Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе: на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной правительством РФ, вида на жительство и на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке; на компенсацию из средств федерального бюджета на проезд к будущему месту проживания (территории вселения); на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории России; на получение компенсационного пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и начального профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуг государственной службы занятости, после его регистрации в установленном порядке и до приобретения им гражданства РФ. Подробнее о помощи переселенцам можно ознакомиться на нашем сайте.
Конечно, мы стараемся всех поддерживать… Но должна быть и социальная справедливость. Люди должны понимать разницу между поддержкой и тем, что, возможно, кто-то рассчитывает, что его Россия будет содержать. Это просто нечестно. Ведь есть и молодые российские семьи, и инвалиды, и другие категории населения, нуждающиеся в поддержке государства. Иначе у нас будет то, что происходит с мигрантами в Европе.
Следует сказать, что с увеличением потока граждан количество сотрудников в УФМС не увеличилось. В идеале, конечно, хорошо было бы иметь возможность увеличить штат, хотя бы на несколько человек. Я думаю, что существование разных подразделений приводит к разбросанности ответственности. Иногда даже понять невозможно, кто оказывает услугу. Должно быть одно подразделение, нужно четко выстроить структуру, для меня важно, чтобы была выстроена система работы. На сегодняшний день стараемся искать внутренние резервы за счет реформирования и реорганизации.
А.Р. — Вы в 1983 году с отличием окончили Львовское пожарно-техническое училище МВД СССР. А значит, знакомы с Украиной и ее гражданами не понаслышке. Что бы Вы хотели посоветовать и пожелать украинцам, приехавшим в Калужскую область?
М.О. — Да, Украина для меня не чужая страна. У меня жена с Западной Украины, Львовский политехнический институт заканчивала. Мы каждый год туда ездили, и дети любят эту страну. Только последние два года не ездим и очень тяжело переживаем все события на Украине.
Хочу пожелать украинцам, которые приехали в наш регион или планируют приехать — обращаться в Единый миграционный центр на ул. Гурьянова, д.32-а… Любую консультацию они там получат. Но, конечно, не идти к посредникам, которые многое обещают и берут за это деньги. Как правило — это мошенники, доведут до тупика, а все равно решать придется нам.
Я надеюсь, что те перемены, которые происходят и еще должны произойти в нашем ведомстве в ближайшее время, помогут нашим братьям-славянам найти в нашем регионе то, что они от нас ожидают.
Беседовала Александра Радченко