Любая бытовая драка, когда доходит до крови, заканчивается тем, что появляются люди со стороны и бойцов разводят. То же происходит и с геополитическими конфликтами: ни один из них не разрешился сам по себе, без усилий третьей — сдерживающей — стороны. Так было в Косово, куда были введены миротворческие силы (МС) ООН — KFOR. Полного примирения сербов и албанцев там не произошло, однако резня прекратилась и перестали массово гибнуть люди.
В 1992 году войну в Приднестровье остановили российские миротворцы, введенные в регион по просьбе молдавской стороны. Конфликт окончательно не урегулирован и сегодня, но население уже 25 лет живет в мире.
В Донбассе, несмотря на Минские договоренности, продолжаются военные действия. Несмотря на то что стороны отвели тяжелые вооружения от линии соприкосновения, обстрелы продолжаются. При этом бьют и по Донецку, и по населенным пунктам, контролируемым Киевом. Судя по тому, что в Киеве отложили внесение изменений в Конституцию, касающихся децентрализации страны, что предусмотрено Минскими соглашениями, нестабильность в Донбассе будет сохраняться. Более того, существуют опасения того, что обстановка в зоне конфликта осложнится.
В этой ситуации вопрос разведения сторон становится особенно актуальным. Понимая это, Киев ранее обратился в ООН с соответствующей просьбой, поддержанной большинством депутатов Верховной Рады. Но при этом президент Петр Порошенко не заручился поддержкой России, обладающей в ООН правом вето. Позиция же Москвы такова: вопрос должен быть согласован с Донецком и Луганском. В Донбассе попросили ввести на территорию ДНР и ЛНР российский миротворческий контингент. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия не может согласиться на введение МС в Украину, поскольку для этого необходимо согласие всех противоборствующих сил.
Против введения международных миротворцев на Донбасс выступили в Совете Федерации РФ, глава которого Валентина Матвиенко заявила, что необходимости в этом нет: «Все-таки это внутриполитический украинский кризис, и в рамках переговорного процесса Киев и юго-восток должны найти взаимоприемлемое решение». Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников пояснил, что Россия в целом никогда не выступала против МС в Донбассе. Однако, отметил он, если в составе миротворцев не будет россиян, это вызовет протесты граждан ДНР и ЛНР. Также, по словам Калашникова, введение миротворцев в зону конфликта должно произойти после выполнения всех условий Минских соглашений.
Между тем выполнение Минских договоренностей может затянуться. Это стало понятно на минувшей неделе, когда вопрос об изменениях в Конституцию страны, касающихся Донбасса, фактически был отложен. За время урегулирования этого вопроса может произойти многое, но только не примирение сторон. И будут продолжать гибнуть люди. Чтобы это прекратить, можно попробовать найти таких миротворцев, которые бы не вызывали отторжения ни у жителей Донбасса, ни в Киеве.
Например, предложить противоборствующим сторонам такой миротворческий коктейль: белорусы, казахстанцы плюс европейцы из страны, которую воспримут в ДНР, ЛНР и Киеве. Или — на выбор — любой иной вариант. Главное, чтобы он устроил стороны. Россия в таком случае не может, как в Приднестровье, предложить им свои услуги из-за неприятия украинцами. Но устраивающую всех сборную миротворческую солянку найти все же можно. Если, конечно, захотеть. А захотеть в данном случае нужно России.