«Президент Путин всегда открыт для диалога, тем более со своим коллегой президентом Обамой. Такая готовность была и остается с российской стороны», — заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.
Его американский коллега, представитель Белого дома Джош Эрнест уже очерчивает условия, на которых Обама будет звонить Путину. «Когда наша команда и, что самое главное, наш президент решат, что разговор с президентом Путиным будет отвечать нашим интересам, тогда он поднимет трубку телефона и установит контакт», — пояснил американский чиновник.
И если отталкиваться от его слов, то Обама должен был набирать номер уже вчера. Нормализация отношений с Россией соответствует американским интересам — слишком далеко зашел конфликт между странами и слишком много проблем в мире, которые нужно решать совместно. Однако проблема в том, что на сегодняшний день эта нормализация крайне трудноосуществима.
Грузия, Сирия и даже Украина — все это не столько проблемы, сколько следствие проблем российско-американских отношений. Основными проблемами является неготовность к диалогу и отсутствие атмосферы доверия между сторонами, и вплоть до сегодняшнего дня стороны не знали, как их решать. И нужно ли.
Ведь действительно, на первый взгляд России и Соединенным Штатам есть что обсудить и о чем договариваться. Потенциальная повестка дня крайне широкая — от общих глобальных вопросов сохранения режима нераспространения (получение ядерного оружия Северной Кореей или Саудовской Аравии никому не нужно), переформатирования ближневосточной системы безопасности в связи с изменением статуса Ирана и восточноазиатской в связи с ростом Китая и заканчивая выработкой правил игры на постсоветском пространстве. Однако приступить к реализации или хотя бы обсуждению этой повестки стороны не могут. Причем инициаторами бойкота являются, скорее, американцы.
Да, политики в Вашингтоне понимают, что время американского господства ушло. Неэффективное расходование финансового, имиджевого, политического и военного капитала, накопленного в период холодной войны и в 1990-е годы, привело к тому, что США сейчас неспособны в одиночку играть роль мирового полицейского. Упор на односторонние действия, в обход международного права и сотрудничества с неудобными, но нужными государствами привел к целой серии американских внешнеполитических поражений, начиная от Ирака и заканчивая Сирией.
Да, на Украине США решили ряд задач (рассорили Россию с ЕС и показательно наказали Москву за несогласованное с Вашингтоном присоединение Крыма), однако некоторые политологи считают отказ в военной поддержке проамериканским властям еще одним имиджевым поражением Вашингтона. А на очереди еще и проблемы ирано-саудовских противоречий, северокорейских провокаций, необходимость стабилизации пространства бывшей Ливии — все эти задачи американским политикам придется решать.
И некоторые из них можно решить при помощи России, однако для этого нужно не только мыслить стратегически (с чем у США возникают иногда проблемы), но и начать видеть в Москве партнера для переговоров. Равноправного партнера, а не проигравшую сторону в холодной войне, которой нужно лишь навязывать свои условия. Американцам придется признать сам факт наличия российских внешнеполитических интересов и сферы влияния, уважать их или хотя бы демонстрировать уважение. Вашингтон, судя по всему, к таким революциям во внешней политике не готов.
Что касается Москвы, то ряд российских политологов уверяют, что сторонам не то что не о чем договариваться, а нет смысла вообще встречаться. Невозможно вести серьезный диалог с партнером, к которому нет доверия — а Соединенные Штаты за последние 25 лет сделали все возможное для того, чтобы в России им не доверяли.
На сегодняшний день любые долгосрочные соглашения с Белым домом испытывают дефицит надежности. Нет никаких гарантий, что Соединенные Штаты (например, с приходом к власти следующей администрации) будут их исполнять. Некоторые эксперты вообще говорят о том, что конфликтность — это нормальное состояние российско-американских отношений.
В чем-то они правы, однако эта конфликтность должна быть легкой, без обострений, контролируемой, и основываться на взаимном понимании определенных красных линий, которые стороны пересекать не могут. Сейчас же эта конфликтность рискует выйти из-под контроля и развиваться на автопилоте, по спирали. И с этой точки зрения встреча Путина и Обамы необходима.
Да, им сложно будет договориться о серьезных прорывах и тем более о новой перезагрузке. Однако они могут прочертить красные линии и договориться об их соблюдении. И если обе стороны станут четко выполнять достигнутые договоренности, то посеют в отношениях зерна доверия, которые через какое-то время взойдут и позволят Москве и Вашингтону решать серьезные вопросы. По-партнерски.
Геворг Мирзаян