Экономические связи между Украиной и Россией настолько обширны и прочны, что порвать их крайне трудно, пишет издание Wall Street Journal. Развернуть украинские компании на запад будет трудно, по конкурентоспособности они значительно уступают европейским.
Несмотря на военную истерию и постоянные заявления политиков о полном и окончательном повороте Украины на запад украинские бизнесмены продолжают жить по старинке. Однин из них директор Бердичевского машиностроительного завода «Прогресс» 46-летний Игорь Щесняк. «С одной стороны, она (Россия) — наш враг,- заявил он в беседе с корреспондентом WSJ,- но с другой, мы не прекратили с ней торговлю. У меня на заводе тысяча рабочих, и они все хотят есть и кормить свои семьи».
Без России же, судя по всему, делать это, как минимум пока, на Украине не получается.
Прозападное правительство Украины предпринимает огромные усилия, чтобы окончательно отвернуться от России. Киев подписал ассоциативное соглашение с Евросоюзом и получил миллиарды долларов и евро кредитов. О многом говорит и принятый Радой закон о полном запрете всех советских символов.
Однако повернуть на запад экономику оказалось куда труднее, потому что у большей части тяжелой промышленности Украины многолетние связи с Россией, а за место на европейском рынке предстоит очень трудная борьба, в которой шансы украинских предприятия и компаний невысоки.
В результате конфликта на юго-востоке Украины украинский экспорт в РФ упал в первом квартале 2015 года на 63,1% по сравнению с тем же периодом времени в прошлом году и составил всего лишь 1 млрд. долларов. Однако и экспорт в ЕС за то же время снизился, по данным Управления госстатистики Украины, на треть и опустился до 3,3 млрд. долларов.
ВВП Украины в январе-марте 2015 года уменьшился на 17,6%, а промышленное производство — на пятую часть. Больше всего пострадала промышленность в прифронтовой зоне. Впрочем, кризис в России оказывает негативное воздействие на промышленные предприятия, расположенные и в сотнях километров от Донбасса. К примеру, на тот же «Прогресс» из Бердичева, который много лет продавал львиную долю производимого на нем машиностроительного оборудования в Россию и сейчас пока без особых успехов пытается заменить российских покупателей европейскими.
Во время расцвета предприятия оно было, как говорится, градообразующим в Бердичеве, городе в Житомирской области. Каждый десятый бердичевец — 7600 человек работал на «Прогрессе».
После распада Советского Союза четверть века назад дела на «Прогрессе» резко ухудшились. В 2013 году они только-только начали поправляться после мирового финансового кризиса.
Россия запретила часть импорта с Украины и ужесточила таможенные проверки на границе. За последние два года количество заказов от российских партнеров уменьшилось на две трети. Кстати, несмотря на это в Россию даже сейчас идет половина всей продукции «Прогресса». Резко сократился и внутренний рынок на самой Украине. Что же касается поставок в Европу и США, то они крайне малы.
В результате таких потрясений численность рабочих сократилась в семь раз. Сейчас на «Прогрессе» работает 1100 человек, а средняя зарплата около 3 тыс. гривен ($ 150).
Конечно, до сих сохранившаяся красная звезда над главным зданием завода ни о чем не говорит, но в Европе «Прогресс» ожидает мрачное будущее.
«Европа не ждет нас,- объясняет директор «Прогресса».- Мы там не нужны. Конечно, мы пытаемся пробиться на европейский рынок, но наша доля на нем очень мала и не растет».
Ослабление гривны никак не помогло заводу, потому что он работает на импортном сырье и деталях.
«Прогресс» относится к промышленным предприятиям средних размеров, но в незавидном положении сейчас находятся и крупные украинские предприятия и компании, включая производителей труб и железнодорожных вагонов. Крупнейший металлургический завод в стране принадлежит первой в мире сталелитейной компании Arcelor Mittal. Он практически полностью перестал поставлять сталь в Россию и ищет сейчас покупателей на Ближнем Востоке и на Севере Африки.
Лучше обстоят дела в сельском хозяйстве Украины. В прошлом году его доходы уменьшились незначительно, потому что сельскохозяйственный сектор значительно меньше промышленности зависит от российского рынка.
По словам Владимира Власюка, директора консалтинговой компании, которая оказывает украинским компаниям услуги по продаже их продукции за границу, лучший вариант для Украины и Запада — использовать западным производителям Украину в качестве производственной площадки.
Главная трикотажная фабрика города более десятилетия назад была куплена венгерской фирмой и сейчас поставляет более 90% своей продукции в Европу. Средняя зарплата на этом уникальном для сегодняшней Украины предприятии составляет 3,6 тыс. гривен.
Однако эта трикотажная фабрика является не правилом, а большим исключением. Заборы и столбы в Бердичеве и других украинских городах густо уклеены объявлениями о работе в Польше. На самой Украине же ее нет и в ближайшее время, похоже, не предвидится.