Чего стоит ожидать от готовящейся встречи и состоится ли она, «Российскому миротворцу» рассказал руководитель научно-аналитического центра по делам СНГ, доктор исторических наук, профессор Александр Гусев.
— Какое значение имеют минские консультации для урегулирования ситуации на Украине?
— Минские соглашения сыграли определяющую роль в достижении хотя бы временного, но мира на Украине. Хотя они были подвергнуты критике, все-таки необходимо признать, что четырехсторонние действия с участием экс-президента Украины Леонида Кучмы, вице-премьера Донецкой народной республики Андрея Пургина, представителя Европейского союза Хайди Тальявини и посла России на Украине Михаила Зурабова определили тот вектор действий, который мы наблюдаем на Украине в последнее время: отведена тяжелая техника, прекращены массовые бомбардировки мирных районов Донецка и Донецкой области.
Это, конечно, следует воспринимать как начало мирного урегулирования политического процесса на Украине. Что касается дальнейших событий, я убежден, что любые переговоры лучше боевых действий. Сейчас намечены пути для очередной рабочей сессии контактной группы, в Минске или в другом месте — не суть важно. Важно хотя бы небольшими шажками, но двигаться вперед. В этом отношении дальнейшие контакты в рамках четырехсторонней встречи я рассматриваю как движение вперед к установлению мира.
— О конкретной дате очередной встречи контактной группы заявили только в пресс-службе украинского президента, в то время как Кремль, Елисейский дворец и пресс-служба федерального канцлера сообщили лишь о продолжении контактов. О чем это может говорить?
— Я полагаю, что до нового года такая встреча не произойдет. Ранее она была сорвана по вине украинских властей. 21 декабря состоялся видеомост [между Украиной и ДНР], который фактически был прерван в одностороннем порядке. Пяти дней [с 22 по 26 декабря], для того чтобы собрать контактную группу, очень мало.
Полагаю, что встреча может состояться после 10 января. Пока Минск не отказывается от принятия сторон для обсуждения, поэтому можно рассматривать минскую площадку. Вероятно, будут обсуждаться конкретные вопросы по созданной буферной зоне, а также дальнейшее прекращение военных действий на Украине.
— Повлияют ли недавние визиты главы Казахстана Нурсултана Назарбаева и президента Белоруссии Александра Лукашенко на Украину на ход переговоров?
— Конечно. В определенной степени это знаковое событие. Я полагаю, что и Лукашенко, и Назарбаев приехали к Порошенко с конкретным предложением. Могу сказать одно: стороны достигли определенных позитивных сдвигов по направлению друг к другу. И Лукашенко, и Назарбаев представляли не только интересы собственных стран на этой встрече, но и интересы России в переговорном процессе. Они убеждали Порошенко трезво взглянуть на происходящее.
Украина находится на грани пропасти: либо она безрассудно идет в руки Североатлантического блока и Соединенных Штатов со всеми вытекающими последствиями. Страна становится членом блока НАТО, становится проблемой для России и движется к экономическому коллапсу. Вот, что ждет Украину при таком варианте развития событий. Поэтому я думаю, что Порошенко нужно поставить интересы страны выше личных интересов. Полагаю, что такое понимание постепенно придет.
— Стоит ли ждать от этой встречи прорыва?
— Прорыва ждать не стоит, потому что стороны взяли тайм-аут для осмысления предложений. Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан действуют совместно, поэтому каких-то прорывных действий в ближайшие 10-15 дней, а может быть, и в течение месяца, не будет. Основные события развернутся после 10 января.