«Казахстан четко определил своего стратегического партнера. Это – Россия!» - 08.12.2014 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Казахстан четко определил своего стратегического партнера. Это – Россия!»

Читать в
Директор общественного фонда «Социум — PV», старший преподаватель Инновационного Евразийского университета в г. Павлодар (Республика Казахстан) Дмитрий Франк проанализировал военно-стратегическое сотрудничество России и Казахстана сегодня

Так уж исторически сложилось, что геополитическое положение, при котором сотни километров государственных границ являются общими у Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исторические связи диктуют такой формат, при котором в любой сфере взаимодействия, в том числе и в военно-политическом аспекте, приоритетом были равноправные партнерские отношения. Есть и историческая основа: когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, то способствовало выходу Центральной Азии из экономико-географической изоляции и существенной интенсификации социально-экономического развития региона.

Еще на этапе формирования государственных суверенитетов в конце ХХ века складывались тесные интегративные связи, а 2000-е годы — это новый этап и усиление интенсивности взаимоотношений в данном секторе политики.

Как отмечают эксперты, особенностью казахстанско-российской границы на большей её протяженности является отсутствие значимых природных разграничений на местности, что само по себе предопределяет взаимное стремление иметь стабильное взаимодействие и укрепление добрососедских отношений. Это зафиксировано как в различных двухсторонних соглашениях, так и в военных доктринах каждого государства.

© РИА Новости . Алексей Никольский / Перейти в фотобанкВ.Путин прибыл в Казахстан для участия в форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана.
В.Путин прибыл в Казахстан для участия в форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

Дополнительным стабилизирующим фактором является участие как России, так и Казахстана в организациях, имеющих экономическую и военно-политическую составляющие сотрудничества, например, в Организации Договора о коллективной безопасности, которая уже имеет более чем двадцатилетнюю историю. Нужно упомянуть и Евразийский экономический союз —новое международное интеграционное экономическое объединение, деятельность которого начинается с 1 января 2015 года.

Что касается ОДКБ, то, претерпев изменения в составе (выход Грузии и Узбекистана), повысив свой статус как полноценной международной организации с признанием ООН в качестве наблюдателя в Генеральной Ассамблее, она имеет вполне ясные перспективы своего будущего развития. Это диктуют новые вызовы современного мира: проблемы, связанные с наркобизнесом, международным терроризмом, преступностью транснационального характера, массовой нелегальной миграцией. Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения. Например, очень острой для наших стран является проблема наркотрафика. Мы знаем, что в период существования СССР контроль афганской территории был мощным сдерживающим фактором в борьбе с распространением наркотиков в советском государстве. Сегодня мы имеем мощный поток наркотических веществ по так называемому «Северному маршруту», проходящему из Афганистана в Казахстан, Россию и другие страны-члены ОДКБ. Причем наряду с этим идет процесс «осваивания» рынков Центральной Азии и России западными наркоторговцами. В этом случае оперативно-профилактические мероприятия под эгидой ОДКБ имеют реальную противодействующую направленность.

Евразийский экономический союз, конечно, имеет иные задачи, в частности, укрепление экономик его стран-участниц, но ведь при полноценной его работе мы получаем ситуацию такого порядка, когда наши внутренние границы станут достаточно прозрачными в плане миграционных трудовых потоков и товарооборота. В этом случае становится актуальным вопрос, связанный с укреплением внешних границ, а для Казахстана это крайне важно — и военно-технический потенциал России, его поддержка крайне необходима.

Конечно, нужно объективно воспринимать ситуацию, что Казахстан, как и Россия, имеет собственные стратегические интересы с теми государствами, с которыми у другой стороны отношения носят конкурирующий, и, прямо можно сказать, напряженный характер. Примером могут являться отношения Россия — США, Казахстан — США. Мы знаем ситуацию последнего времени и видим, что отношения, действительно, являются напряженными.

© Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкРабочий обед участников саммита "Группы двадцати"
Рабочий обед участников саммита Группы двадцати

В последнее время Россия заявляет о себе как о мощном политическом игроке, который меняет монополярный политический мир, образовавшийся с распадом Советского союза, в биполярный и даже многополярный, если говорить о всё усиливающемся китайско-юго-восточно-азиатском конгломерате. При этом на фоне конкурентных политических акций Российской Федерации и США прослеживается достаточно прагматическая политика Республики Казахстан в плане поддерживания стабильного сотрудничества с Америкой. В свое время Збигнев Бжезинский подчеркивал интерес США в отношении Казахстана как «обширной стране, располагающей огромными запасами природных ресурсов, но с населением почти в 20 млн. человек». Естественно, что в данной ситуации, Казахстану важно сохранить баланс партнерских отношений как с Россией, так и с США. Имея пакет ратифицированных соглашений военно-политического и экономического характера с Российской Федерацией, Казахстан четко определил — кто является генеральным стратегическим партнером. Это, естественно, Российская Федерация.

Конечно, нельзя забывать о нынешней ситуации, связанной с событиями на Юго-Востоке Украины, которая вносит определенный диссонанс в отношениях между Казахстаном и Россией. В данном случае, Казахстан не во всем поддерживает политику России в отношении нового политического руководства Украинского государства, в частности, в вопросе о вводе миротворческих войск ОДКБ в Украину.

Кроме того, Казахстан продолжает поддерживать экономическое сотрудничество с Украиной, хоть и не на таком уровне как до смены политического режима в Киеве. Казахстан, как и Россия — суверенное государство и, имея собственное видение ситуации в Украине, определяет свою траекторию взаимоотношений в новых политических реалиях.

В то же время наряду с дискуссионными моментами во внешнеполитической деятельности наших государств интеграционные процессы между Россией и Казахстаном получают дальнейшее продвижение в связи с так называемым «прикаспийским прорывом». В сентябре этого года лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана согласовали политическое заявление, где впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия.

При этом важным моментом была и договоренность, связанная с военной деятельностью, которая должна осуществляться на принципах «разумной достаточности» и обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. В таком случае при дальнейшей реализации принципа «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам», Россия и Казахстан наряду с другими участниками соглашения имеют все основания для поддержания порядка и мирного сосуществования в прикаспийском регионе.

Взаимодействие на современном этапе между Россией и Казахстаном развивается, в том числе и в военно-политическом аспекте. Наши государства имеют достаточно высокий уровень доверия при наличии прочной основы для развития равноправных партнерских, дружеских отношений. В сегодняшней непростой ситуации необходимо соблюсти гармоничный партнерский баланс.

Оригинал публикации

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала