Так уж исторически сложилось, что геополитическое положение, при котором сотни километров государственных границ являются общими у Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исторические связи диктуют такой формат, при котором в любой сфере взаимодействия, в том числе и в военно-политическом аспекте, приоритетом были равноправные партнерские отношения. Есть и историческая основа: когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, то способствовало выходу Центральной Азии из экономико-географической изоляции и существенной интенсификации социально-экономического развития региона.
Еще на этапе формирования государственных суверенитетов в конце ХХ века складывались тесные интегративные связи, а 2000-е годы — это новый этап и усиление интенсивности взаимоотношений в данном секторе политики.
Как отмечают эксперты, особенностью казахстанско-российской границы на большей её протяженности является отсутствие значимых природных разграничений на местности, что само по себе предопределяет взаимное стремление иметь стабильное взаимодействие и укрепление добрососедских отношений. Это зафиксировано как в различных двухсторонних соглашениях, так и в военных доктринах каждого государства.
Дополнительным стабилизирующим фактором является участие как России, так и Казахстана в организациях, имеющих экономическую и военно-политическую составляющие сотрудничества, например, в Организации Договора о коллективной безопасности, которая уже имеет более чем двадцатилетнюю историю. Нужно упомянуть и Евразийский экономический союз —новое международное интеграционное экономическое объединение, деятельность которого начинается с 1 января 2015 года.
Что касается ОДКБ, то, претерпев изменения в составе (выход Грузии и Узбекистана), повысив свой статус как полноценной международной организации с признанием ООН в качестве наблюдателя в Генеральной Ассамблее, она имеет вполне ясные перспективы своего будущего развития. Это диктуют новые вызовы современного мира: проблемы, связанные с наркобизнесом, международным терроризмом, преступностью транснационального характера, массовой нелегальной миграцией. Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения. Например, очень острой для наших стран является проблема наркотрафика. Мы знаем, что в период существования СССР контроль афганской территории был мощным сдерживающим фактором в борьбе с распространением наркотиков в советском государстве. Сегодня мы имеем мощный поток наркотических веществ по так называемому «Северному маршруту», проходящему из Афганистана в Казахстан, Россию и другие страны-члены ОДКБ. Причем наряду с этим идет процесс «осваивания» рынков Центральной Азии и России западными наркоторговцами. В этом случае оперативно-профилактические мероприятия под эгидой ОДКБ имеют реальную противодействующую направленность.
Евразийский экономический союз, конечно, имеет иные задачи, в частности, укрепление экономик его стран-участниц, но ведь при полноценной его работе мы получаем ситуацию такого порядка, когда наши внутренние границы станут достаточно прозрачными в плане миграционных трудовых потоков и товарооборота. В этом случае становится актуальным вопрос, связанный с укреплением внешних границ, а для Казахстана это крайне важно — и военно-технический потенциал России, его поддержка крайне необходима.
Конечно, нужно объективно воспринимать ситуацию, что Казахстан, как и Россия, имеет собственные стратегические интересы с теми государствами, с которыми у другой стороны отношения носят конкурирующий, и, прямо можно сказать, напряженный характер. Примером могут являться отношения Россия — США, Казахстан — США. Мы знаем ситуацию последнего времени и видим, что отношения, действительно, являются напряженными.
В последнее время Россия заявляет о себе как о мощном политическом игроке, который меняет монополярный политический мир, образовавшийся с распадом Советского союза, в биполярный и даже многополярный, если говорить о всё усиливающемся китайско-юго-восточно-азиатском конгломерате. При этом на фоне конкурентных политических акций Российской Федерации и США прослеживается достаточно прагматическая политика Республики Казахстан в плане поддерживания стабильного сотрудничества с Америкой. В свое время Збигнев Бжезинский подчеркивал интерес США в отношении Казахстана как «обширной стране, располагающей огромными запасами природных ресурсов, но с населением почти в 20 млн. человек». Естественно, что в данной ситуации, Казахстану важно сохранить баланс партнерских отношений как с Россией, так и с США. Имея пакет ратифицированных соглашений военно-политического и экономического характера с Российской Федерацией, Казахстан четко определил — кто является генеральным стратегическим партнером. Это, естественно, Российская Федерация.
Конечно, нельзя забывать о нынешней ситуации, связанной с событиями на Юго-Востоке Украины, которая вносит определенный диссонанс в отношениях между Казахстаном и Россией. В данном случае, Казахстан не во всем поддерживает политику России в отношении нового политического руководства Украинского государства, в частности, в вопросе о вводе миротворческих войск ОДКБ в Украину.
Кроме того, Казахстан продолжает поддерживать экономическое сотрудничество с Украиной, хоть и не на таком уровне как до смены политического режима в Киеве. Казахстан, как и Россия — суверенное государство и, имея собственное видение ситуации в Украине, определяет свою траекторию взаимоотношений в новых политических реалиях.
В то же время наряду с дискуссионными моментами во внешнеполитической деятельности наших государств интеграционные процессы между Россией и Казахстаном получают дальнейшее продвижение в связи с так называемым «прикаспийским прорывом». В сентябре этого года лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана согласовали политическое заявление, где впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия.
При этом важным моментом была и договоренность, связанная с военной деятельностью, которая должна осуществляться на принципах «разумной достаточности» и обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. В таком случае при дальнейшей реализации принципа «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам», Россия и Казахстан наряду с другими участниками соглашения имеют все основания для поддержания порядка и мирного сосуществования в прикаспийском регионе.
Взаимодействие на современном этапе между Россией и Казахстаном развивается, в том числе и в военно-политическом аспекте. Наши государства имеют достаточно высокий уровень доверия при наличии прочной основы для развития равноправных партнерских, дружеских отношений. В сегодняшней непростой ситуации необходимо соблюсти гармоничный партнерский баланс.