Газпром останавливает реализацию проекта Южный поток. Вместо этого будет создан газопровод, который соединит Россию и Турцию и будет пролегать по территории Турции до границы с Грецией. Мощность новой трубы будет такой же, что и у Южного потока, то есть 63 млрд куб. м в год. Из этого объема 14 млрд куб. м предназначены для внутреннего потребления Турции, а 50 млрд куб. м будут направляться на границу с Грецией, где будет организована точка сдачи газа.
Предполагается, что прямые поставки газа в Турцию по новому газопроводу заместят аналогичный по объему экспорт Газпрома по Трансбалканскому газопроводу, перекачка энергоносителя по которому предполагает транзит через Украину. В 2013-м по этому маршруту в Турцию поступило порядка 13 млрд куб. м газа, а еще 13,7 млрд было поставлено по Голубому потоку, пересекающему Черное море. Проектная мощность Голубого потока — 16 млрд куб. м в год, и есть планы по ее увеличению.
На мой взгляд, вышеописанные изменения в планах Газпрома по поставкам газа в Европу позитивны для компании.
Во-первых, было достигнуто соглашение по отбору Турцией газа из нового газопровода. В итоге в страны южной и центральной Европы будет поступать не все 63 млрд куб. м, как планировалось в случае с Южным потоком, а лишь порядка 50 млрд куб. м, что снижает риск переизбытка предложения российского газа на нем. Турция — второй по объемам продаж рынок сбыта для Газпрома, и конкуренция за этот рынок в последнее время обострилась.
В ходе второй стадии освоения месторождения Шах-Дениз добыча на нем вырастет на 16 млрд куб. м газа в год, из которых 6 млрд куб. м поступят в Турцию, а оставшиеся 10 млрд куб. м должны попасть на европейские рынки транзитом через Турцию уже в 2019 году. В случае завершения строительства Транскаспийского газопровода TANAP сможет поставлять в Европу и туркменский газ.
Таким образом, достигнутые договоренности помогут Газпрому конкурировать со среднеазиатскими газовиками не только на турецком, но и на общеевропейском рынке.
Во-вторых, можно предположить, что стоимость нового проекта будет существенно ниже стоимости Южного потока в его прежней версии. Так построить морской участок Южного потока планировалось за 14 млрд евро, а часть газопровода, строящегося в Европе, оценивалась в 9,5 млрд евро. Протяженность морского участка Южного потока — около 900 км, а длина морского участка нового газопровода будет примерно соответствовать протяженности морской части Голубого потока, то есть порядка 400 км. В целом общая протяженность нового газопровода будет существенно меньше, чем у Южного потока, у которого она должна была составить около 2,4 км. Обусловленное этим фактором сокращение инвестиций окажет положительное влияние на свободный денежный поток Газпрома.