Изображая жертву. Порошенко меняет Азовское море на рейтинги
Изображая жертву. Порошенко меняет Азовское море на рейтинги
© commons.wikimedia.org, MOs810
По словам эксперта, в международных конвенциях нет четкой нормы о том, каковы должны быть характеры этих проверок и сколько их должно быть всего. Они могут проходить во внутренних водах, в нейтральных водах. Военные корабли имеют право проверять суда и в открытом море. Однако юрист подчеркнул, что каждая такая проверка должна быть обоснована, и для определения этого существуют специальные комиссии.

Но даже если комиссия определит, что проверку провели незаконно, и проверяющая сторона должна будет возместить убытки, то, по мнению юриста, весьма затруднительно будет определить их размер в рамках существующего международного права. Теоретически можно посчитать реальный ущерб, если в ходе проверки пострадало судно или испортился груз, однако определить упущенную выгоду будет очень сложно, считает Гаджи Гаджиев.

Он добавил, что сейчас в конвенции четко прописан всего один момент. В случае проверки владелец судна имеет право заплатить залог до разбирательства, и если проверяющая сторона применила меры, которые не позволяют судну продолжить движение, она должна освободить такое судно немедленно. Но в целом в конвенции все еще слишком много ссылок на разумность, обычаи и общие фразы, подытожил эксперт.

Напомним, ситуация в Азовском море обострилась в марте 2018 года из-за захвата украинскими пограничниками крымского судна «Норд». На его борту было 10 членов экипажа. Двое моряков смогли вернуться домой, остальных не выпускают с территории Украины.

Также против капитана Владимира Горбенко выдвинули обвинение в незаконном посещении Крыма «с целью причинения вреда государственным интересам».

Москва сочла действия Киева морским терроризмом, российские власти ответили усилением пограничных досмотров в своей части Азовского моря.

Полная версия интервью будет опубликована на сайте Украина.ру утром 20 сентября.