Об заявил президент Петр Порошенко во время визита в Одесскую область.
«Они стучат: может возьмете наш газ? Та нет, у нас все хорошо. Если он будет дешевый, если он будет честный и некоррупционный — пожалуйста. А для чего это нам? Чтобы снизить тарифы для наших людей», — сказал он.
Украина прекратила закупку газа у России в ноябре 2015 года. В хранилища закачивался газ, закупленный по реверсу в Европе.
Ранее коммерческий директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявлял, что после решения Стокгольмского арбитража Украина сможет покупать у России газ по рыночной цене без переплаты за транспортировку.
В прошлую пятницу Стокгольмский арбитраж принял окончательное решение в отношении иска «Газпрома» по контракту на поставку газа. «Нафтогаз» поспешил объявить о победе, с чем «Газпром» категорически не согласился.
Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил о победе над «Газпромом» в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма в споре по условиям контракта купли-продажи газа и сообщил, что теперь Киев не обязан платить российской компании $56 млрд, как того требовали положения take-or-pay («бери или плати»).
Кроме того, по решению арбитража, цена газа, полученного «Нафтогазом» во втором квартале 2014 года, снижена на 27% (с $485 до $352 за 1000 куб. м). Пересмотр контрактной цены позволил «Нафтогазу» сэкономить на газе, купленном у России в 2014-2015 годах, $1,8 млрд.
В «Газпроме» оценили решение Стокгольмского арбитража несколько иначе.
«То, как это представляет украинская сторона, это что называется: плюй в глаза — все божья роса», — заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.
Пресс-служба российской компании сообщила, что суд отказал «Нафтогазу» в праве на пересмотр цены газа за период с мая 2011 года по апрель 2014 года и во взыскании переплаты за газ за период с мая 2011 года по 26 апреля 2014 года в сумме около $14 млрд.
«Газпром» утверждает, что арбитраж признал невозможность применения к контракту между компаниями европейского или украинского антимонопольного законодательства и назвал обязательным применения положений «бери-или-плати» до окончания срока действия контракта.
Следовательно, своим решением Стокгольмский суд обязал «Нафтогаз» уплатить в пользу «Газпрома» сумму просроченной задолженности за поставки газа ($2,019 млрд) и проценты за период с 22 декабря 2017 года по дату осуществления такого платежа в размере 0,03% за каждый день просрочки.