Пафосная речь Владимира Зеленского на Ялтинском экономическом форуме, посвященная новым, вернее подзабытым старым, инвестиционным проектам, описывала Украину как поле невиданных экономических возможностей, которое может дать невиданный урожай прибыли на одну инвестицию. Гарантом вложений доверчивых инвесторов, поскольку других механизмов защиты прав на Украине нет, будет честное слово нового президента. Одним из таких «сверхприбыльных» проектов должен стать город-курорт на черноморском побережье. Как сказал сам Владимир Александрович, «новый курорт на побережье Черного моря, нужно уточнить, что это абсолютно новый украинский город, с нуля».

Судя по слайдам презентации, новый курорт планируется построить в Одесской области.

Земля наша, деньги ваши

Поскольку президент не стал уточнять, где именно будет находиться новый «город-солнце» украинского туризма, вывод о возможном местоположении этого проекта можно сделать, исходя из земельных ресурсов, которые есть в наличии у большого друга украинского президента Игоря Коломойского, ведь не будет же земля зря пустовать.

Государство, Коломойский и миллиарды. Какое будущее ждёт "ПриватБанк"
Государство, Коломойский и миллиарды. Какое будущее ждёт "ПриватБанк"
© РИА Новости, Наталья Селиверстова | Перейти в фотобанк

По интересному совпадению с идеей построить в Одесской области курорт еще в 2008 году носился Игорь Палица, ближайший партнер Игоря Коломойского. Тогда этот проект назывался «Морской Буковель», и для его большей инвестиционной привлекательности группа «Приват» даже пыталась лоббировать создание на берегу Черного моря свободной экономической зоны (СЭЗ), по типу той, что была с 1999 по 2005 год в оригинальном Буковеле. Дело в том, что Игорь Коломойский в 2005-2010 годах по серым схемам получил 44 гектара земли бывшего колхоза «Маяк» на территории Дальницкого сельсовета Овидиопольского района Одесской области. Схема отъема земли у государства была классической для того времени, земельные участки бесплатно передали физическим лицам, ведь по нормам Земельного Кодекса каждый гражданин Украины имеет право на 2,5 га земли за пределами населенного пункта. В дальнейшем эти участки передавались в собственность ООО «Гаджибей», зарегистрированное в городе Одессе и входящее в группу «Приват». Не осталась без награды и глава Овидиопольской администрации Наталья Чегодарь, выдавшая распоряжение на отвод этой земли. При губернаторстве Палицы она стала его первым заместителем.

Зеленский в роли Остапа Бендера. Чем грозит Украине строительство Нью-Васюков под Одессой

После того как в 2014 году Палица занял кресло главы Одесской ОГА, он публично начал лоббировать строительство нового курорта на землях ООО «Гаджибей». Однако опала Коломойского и тогдашнее негативное отношение украинских радикалов к СЭЗ отодвинули.

Долги отдают только трусы

Помимо общего неблагоприятного инвестиционного климата Украины непривлекательности курортному проекту Коломойского добавил и Нацбанк Украины. Часть участков общей площадью 18,5 га были арестованы НБУ как залоговое имущество по кредитам рефинансирования на 857 млн грн, выданным регулятором «ПриватБанку». В настоящее время НБУ судится с ООО «Гаджибей», требуя отобрать у него земельные участки общей площадью 18,5 га для погашения долга «Привата» перед государством.

После триумфального возвращения Коломойского на Украину и отмены национализации «ПриватБанка» вопрос с погашением его долгов будет решён в стиле любимого выражения Игоря Валерьевича — «Долги отдают только трусы». Поэтому в ближайшее время стоит ожидать мирового соглашения между регулятором и должником, по которому претензии к имуществу (в том читсле и земли) Коломойского будут отзваны.

Игры закона

Вопрос легализации азартных игр на Украине путем создания специальных игорных зон после их тотального запрета в 2009-м поднимался уже несколько раз. Последний проект закона, который должен был урегулировать сферу азартных игр, появился на сайте Минфина в 2015 году. Однако по истечении четырех лет закон так и не был утвержден.

Подвижки по этому вопросу начались после того, как в начале июля Владимир Зеленский заявил, что, по его мнению, игорный бизнес должен получить легальный статус в стране. Одним из наиболее вероятных вариантов рассматривается легализация азартных игр путем создания специальных игорных зон в различных частях Украины. В настоящее время в партии «Слуга народа» готовится соответствующий законопроект, основным вопросом которого должно стать размещение этих зон. «Слугами» был также изучен успешный опыт РФ в этом вопросе, который показал, что наиболее удачными являются игровые зоны, открытые вблизи объектов туристической инфраструктуры.

По стопам Багси Сигела

По информации из собственных источников, Коломойский, для того чтобы повысить привлекательность нового туристического проекта и получить со своей земли максимальную прибыль, лоббирует через Офис президента создание в будущем курорте помимо СЭЗ еще и специальной игорной зоны.

Зеленский в роли Остапа Бендера. Чем грозит Украине строительство Нью-Васюков под Одессой

Сложно сказать, откуда Игорь Валерьевич черпает вдохновение для столь авантюрного проекта как создание города-курорта на месте колхозных полей, но, видимо, идеалом в этом вопросе для него стал американский гангстер Бенджамин Сигельбаум, более известный по кличке Багси Сигел.

Сколотивший свое состояние во времена сухого закона на продаже алкоголя и организации азартных игр, Сигел решил заняться легальным игорным бизнесом в начале 40-х годов прошлого века, когда проезжал мимо маленького городка под названием Лас-Вегас. Вскоре он превратил его во второе Монте-Карло. Поначалу Лас-Вегас был всего лишь городом в пустыне, однако в штате Невада, где он находился, были легализованы азартные игры. В 1947 году Сигел открыл в Лас-Вегасе казино-гостиницу «Фламинго», которая и стала родоначальницей города развлечений. Однако через несколько месяцев он был убит своими «инвесторами», посчитавшими, что Багси хорошо «нагрел» их при строительстве отеля.

Игорная зона в степях Украины

Теоретически создание игорной зоны недалеко от Одессы ничем не отличается от строительства города-казино посреди американской пустыни. Но у этого проекта есть и свои слабые стороны, которые могут похоронить его еще до постройки первого отеля. В отличие от Грибовки, Лас-Вегас до обретения им статуса Города грехов долгое время являлся крупным железнодорожным узлом и основной точкой для дозаправки и стоянки железнодорожных составов, соединявших западное и восточное побережье США.

Поскольку основным условием для создания крупного инфраструктурного проекта является наличие развитой инфраструктуры, Грибовка кардинально проигрывает в этом вопросе не только Лас-Вегасу, но и ближайшей Одессе и Ильичевску.

Единственная автодорога Т-1641, соединяющая Грибовку с Одессой, имеет по одной полосе в каждом направлении и в летний период полностью загружена автомобилями туристов, едущих в сторону Грибовки, Каролино-Бугаза, Затоки и обратно. Состояние дороги, которую латают каждый год, не позволит ей увеличить пропускную способность без серьезной реконструкции, которая по масштабам затрат будет сравнима с ремонтом трассы Одесса — Рени. Для реконструкции этой автодороги по образцу отрезка трассы Одесса— Рени между населенными пунктами Паланка и Монаши потребуется минимум 500 млн грн. А в случае реконструкции дороги Т-1641 в трассу с двухполосным движением, которая будет соответствовать уровню и значимости нового проекта, потребуется минимум 2 млрд гривен. С учетом того, что автомобильные дороги Украины находятся в катастрофическом состоянии и требуют немедленного ремонта, например, автодорога Николаев — Кропивницкий, изъятие таких средств из бюджета Укравтодора в пользу проекта Коломойского приведет к коллапсу всего автомобильного сообщения Украины.

Олигарх Коломойский приватизирует государство Украина
Олигарх Коломойский приватизирует государство Украина
© Facebook, Офіс Президента України | Перейти в фотобанк

Начало масштабного строительства нового города-курорта без реконструкции имеющейся автодороги в Грибовку окончательно парализует сообщение как с Грибовкой, так и с другими населенными пунктами южного Причерноморья. Ведь автодорога Т-1641 будет заполнена караванами грузовиков со стройматериалами. Да и о самой этой дороге придется забыть — она будет уничтожена колесами фур.

Море без воды

Если с электроснабжением будущего мегапроекта можно теоретически разобраться, то снабжение водой нового украинского Лас-Вегаса становится неразрешимой проблемой. Овидиопольский район, включая Грибовку, Каролино-Бугаз и часть Затоки, запитывается центральным водопроводом, идущим от водоочистной станции Днепр до Каролино-Бугаза. Фактически этот водопровод в летний период питает всю местную туристическую инфраструктуру. Так как в летний период расход пресной воды значительно превышает зимний, а количество новых потребителей в виде гостиниц и баз отдыха за последние годы резко выросло, то уже в настоящее время с водоснабжением этого региона наблюдаются проблемы. Ввод в эксплуатацию нового города-курорта потребует строительства нового водопровода, а поскольку других ближайших водоочистных станций кроме ВОС Днепр нет, от нее на расстояние около 150 километров придется тянуть новый водопровод параллельный старому. Тогда расходы на строительство могут быть сопоставимы с постройкой новой автодороги и составят не менее миллиарда гривен.

Труба с фекалиями

Кроме того будущим создателям украинского Лас-Вегаса придется еще и куда-то девать отработанные канализационные стоки. Ближайшая очистная станция находится в семи километрах от Грибовки, возле села Санжейка. В летний период зловоние от открытых очистных сооружений покрывает окружающую местность на несколько километров. Половина мощностей этой станции недостроены и находятся в заброшенном состоянии еще с советских времен. Дело в том, что эта очистная станция была построена для очистки сточных вод города Ильичевска, расположенного в 10 километрах от нее. Ближайшие сёла и гостиницы, Каролино-Бугаз и часть Затоки решает проблемы с канализацией при помощи выгребных ям и ассенизаторских машин, которые разгружаются на очистной станции. Конечно же, можно вывести канализационную трубу города-курорта прямо в море, но продукты жизнедеятельности туристов быстро сделают ближайшие пляжи непригодными для купания. Поэтому тратиться на канализацию тоже придется. Господам Зеленскому и Коломойскому придется прокладывать новую канализацию до водоочистной станции, а саму станцию достраивать и модернизировать, что снова удорожит проект ещё на несколько сот миллионов гривен.

Зеленский в роли Остапа Бендера. Чем грозит Украине строительство Нью-Васюков под Одессой

Игральный гиперлуп

Поэтому строительство гостиницы на территории старого Лас-Вегаса не идет ни в какое сравнение с затратами на возведение нового города-курорта в чистом поле. И если Багси Сигелу отель «Фламинго», построенный в городе с готовой инфраструктурой, стоил головы и шести миллионов долларов, что по нынешним ценам составляет около 70 млн долларов США, то современным украинским мечтателям придется вложить около 160 млн долларов только на необходимую для начала первой стройки инфраструктуру. Вряд ли серьезные иностранные инвесторы захотят вложить такие деньги в проект курортного города, теплый сезон в котором длится три месяца в году, даже если в этом городе будет единственное в Украине казино. Инвесторам гораздо проще вложиться в строительство или покупку гостиницы на южном побережье Турции, где нет проблем ни с климатом, ни с клиентами, ни с инфраструктурой. С учетом того размаха, которым сети нелегальных казино опутали всю Украину, проект единственного легального казино в чистом поле так же реализуем, как и строительство гиперлупа, анонсированного бывшим министром Омеляном.