Представители «Южмаша» заявили, что не получали официального уведомления от российских партнёров, и подчеркнули, что не намерены выступать инициатором разрыва сделки.

Договор на поставку 12 ракет семейства «Зенит» был заключен между S7 и украинским производителем в апреле 2017-го, а первые два носителя планировалось поставить до конца 2019 года. Первый старт в рамках пусковой программы «Морской старт» был намечен на декабрь 2019 года, а в дальнейшем планировалось осуществлять по три-четыре пуска ежегодно.

Украинская часть «Морского старта»

Проект «Морской старт» представляет собой плавучий космодром. Он был создан в 1995 году как совместный проект американской Boeing Commercial Space Company, российской РКК «Энергия», норвежской судостроительной фирмы Aker Kværner и украинскими конструкторским бюро «Южное» и производственным объединением «Южмаш». Украине принадлежали 15 процентов акций образованной в результате Sea Launch Company.

S7 Space расторгает контракт с «Южмашем» на производство ракет-носителей «Зенит»
S7 Space расторгает контракт с «Южмашем» на производство ракет-носителей «Зенит»
© РИА Новости, Олег Урусов | Перейти в фотобанк

В 2009 году проект обанкротился, после чего перешел к РКК «Энергия». А в апреле 2018-го российская частная компания S7 Space, «дочка» S7 Group, стала полноправным владельцем всего имущества Sea Launch Company, включая плавучий космодром, командно-сборочное судно и оборудование в базовом порту Лонг-Бич (Калифорния, США).

Ракетный сегмент «Морского старта» состоит из трехступенчатой ракеты-носителя "Зенит-3SL" и комплексов технологического оборудования для подготовки и пуска ракеты-носителя. Ответственными за создание ракеты-носителя "Зенит-3SL" было конструкторское бюро "Южное", которое находится в украинском городе Днепр.

Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.

Космос как воспоминание

Последний запуск с платформы «Морского старта» был произведен в мае 2014 года. Именно произошедшие на Украине события 2014 года положили конец запускам «Зенитов».

Поскольку проект является российско-украинско-американским, компания оказалась в ситуации, когда очень сложно продолжать производственную цепочку и объяснять заказчикам возможность ее бесперебойного функционирования. В августе 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а в декабре того же года вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».

«Южмаш» хочет превратить Херсонщину в центр украинской космонавтики
«Южмаш» хочет превратить Херсонщину в центр украинской космонавтики
© РИА Новости, Олег Урусов | Перейти в фотобанк

С 2014 года проблемы, возникшие с ключевым элементом проекта — ракетой «Зенит», не только не были решены, но даже усугубились. Отношения между Россией и Украиной только ухудшаются, а завод «Южмаш», где собирались ракеты, переживает не лучшие времена. По словам представителей дирекции предприятия, 80% выручки завода приносили проекты, связанные с «Зенитом». После прекращения сотрудничества с Россией многие сотрудники предприятия вынуждены были уволиться.

С самого начала история про возобновление производства «Зенитов» выглядела довольно странно. На момент объявления о контракте, судя по реакции представителей РКК «Энергия», вопрос с двигателями РД-171 не был решен.

Агония «Южмаша». «Морской старт» обернулся финишем украинского «Зенита»

Еще тогда эксперты задавались главным вопросом — действительно ли был подписан контракт на 12 «Зенитов»? Или «Южмаш» подписал с S7 только соглашение о намерениях, с которым дальше собирался отправиться в «Роскосмос» договариваться насчет двигателей, при этом разрешение на такого рода сделку должно было дать высшее руководство. На протяжении 2017-18 годов S7 Space вела переговоры с российскими ведомствами на различных уровнях, но обеспечить возможность поставки ракет так и не удалось.

«Скажу честно, я не верю в разрыв контракта на сборку 12 носителей «Зенит», так как не верю в его существование. «Зенит» на 70-80% состоит из российских комплектующих. Поставка на «Южмаш», даже шурупов, запрещена из-за долгов за ранее поставленные маршевые двигатели. Так что если и существует какой-нибудь документ, то это, видимо, протокол о намерениях по сборке на американской площадке.

В технологических возможностях исполнить работы «Южмашем» в нынешних обстоятельствах, я очень сомневаюсь. Ещё большие сомнения вызывают возможности прокредитоваться на закупку материалов. А авансировать украинское производство S7 не будет», — считает украинский аналитик Александр Мордкович.

В российской РКК «Энергия» не верят, что Украина сможет построить ракеты-носители без российских двигателей, поскольку разгонный блок ДМ-SL разработан и производится в российском РКК «Энергия». Более того, даже освоить производство разгонных блоков Украина не в состоянии.

Как утверждают информированные источники на «Южмаше» на правах анонимности, Россия полностью заблокировала все поставки сплавов для ракетостроения, которые никогда не производились на Украине.

«И не продает ни под каким видом — ни через третьи страны, никак. Поэтому на Украине невозможно освоить собственное производство комплектующих. Нужен был алюминий для баков, но купить его нельзя. Все поставки легко контролируются, и спецмарки, которые производятся в очень ограниченных объемах, просто не продают, если не знают, кто конечный получатель», — рассказал собеседник Украина.ру.

Договориться не удалось

Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша».

«Наш ответ Маску»: Что означает восстановление украино-российского ракетного сотрудничества при участии «Южмаша»
«Наш ответ Маску»: Что означает восстановление украино-российского ракетного сотрудничества при участии «Южмаша»
© yuzhmash.com

Экономический аналитик Александр Рябоконь не удивлен вероятным разрывом контракта между российской частной космической компанией и «Южмашем».

«Со времени подписания контракта с зарегистрированной в США компания S7 Sea Launch Limited уже прошло почти 2 года. «Южмаш» получил 24 миллиона долларов предоплаты за производство первых 3 корпусов ракет, которые должны были сдаваться заказчику в 2018-19 гг. А первого запуска, намеченного по плану на декабрь 2019 года, очевидно, не будет.

К такому неутешительному состоянию привел комплекс политико-экономических причин, исходящих от нынешнего состояния как российско-украинских отношений, так и существующих проблем в космических отраслях двух стран. Впрочем, вина в сложившейся ситуации собственно украинского завода (заявлявшего неоднократно о заинтересованности в выполнении контракта) вряд ли самая большая», — сказал Александр Рябоконь в эксклюзивном комментарии Украина.ру.

По словам аналитика, нужно учитывать тот факт, что S7 Space до сих пор не получила разрешения российского правительства на поставку на Украину комплектующих для «Зенита».

Агония «Южмаша». «Морской старт» обернулся финишем украинского «Зенита»

S7 Space планировала, что двигатель и система управления российского производства, а также корпус ракеты украинского изготовления будут собираться уже в США перед погрузкой на пусковую платформу «Морского старта». К ноябрю 2018 года планировалось доставить комплектующие в порт города Лонг-Бич в Калифорнии и там провести окончательную сборку "Зенит-3SL" для "Морского старта", чтобы начиная с 2019 года запускать ракеты как минимум четыре раза в год. Таким образом, Украина не занималась бы напрямую поставками ракетных технологий в Россию — формально они поставлялись бы в США.

«В чем-то это напоминает схему по программе кооперации по производству ракеты-носителя «Таурус-II» компании Orbital Sciences Corporation. Однако в отличие от Sea Launch эта программа предназначена для выполнения пусков по заказу правительства США и NASA. Соответственно она не испытывает столь серьезных затруднений ни в поставках российских двигателей в США, ни в покупке «Южмашем» необходимого алюминия для производства корпусов ракет, ни в технической оснащенности цехов окончательной сборки ракеты в США», — поясняет Александр Рябоконь.

Как считает аналитик, для российской частной S7 Space подобная схема, вероятно, оказалась весьма затруднительной даже в качестве временного варианта, необходимого до налаживания промышленного производства новой ракеты «Союз-5».

Перспективы «Южмаша»

Позиция российской госкорпорации вполне очевидна: для «Роскосмоса» предпочтительнее, если бы S7 Space вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента. В результате расторжения контракта проект «Морской старт» официально остается без средств вывода полезной нагрузки на орбиту.

Скаршевский: Промышленное производство на Украине стремительно сокращается
Скаршевский: Промышленное производство на Украине стремительно сокращается
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

По мнению экспертов, в ближайшем будущем «Морскому старту» понадобится новая ракета и, скорее всего, это будет разрабатываемый РКК «Энергия» «Союз-5».

«Что касается собственно дальнейших перспектив «Южмаша», в случае окончательного разрыва контракта с S7 Space они также ни о чем новом, кроме уже существующих тенденций, не говорят.

Будут продолжаться, например, в рамках существующих контрактов программы «Антарес/Таурус-II» с Orbital Sciences Corporation и поставляться маршевые двигатели для четвертой ступени ракеты-носителя Vega в интересах Европейского космического агентства (ESA) и Итальянского космического агентства (ASI). Впрочем, эти программы также носят временный характер, до появления более инновационных ракетоносителей и двигателей в Соединенных Штатах и ЕС, вследствие чего необходимость в услугах «Южмаша» иссякнет», — заключил Александр Рябоконь.