Как это вышло, спросит пытливый читатель и будет прав в своих сомнениях: ведь маленькая южная страна никаким боком не выходит ни к какому морю. Тем не менее, это не шутка. Данному феномену даже есть труднопроизносимое название: Джурджулештский порт.

Дунай наш: целых 500 метров!

Белгород-Днестровский порт: На грани жизни и смерти
Белгород-Днестровский порт: На грани жизни и смерти
© wikimapia.org, | Перейти в фотобанк
Как и многие грандиозные проекты, строительство порта в Джурджулештах, что на юге Молдавии, имеет темное прошлое. В уже далеком 1996 году молдаване сумели договориться с Украиной о передаче им 480 метров на побережье Дуная взамен на участок стратегически важной автотрассы Одесса — Измаил у села Паланка. Произошло это настолько тихо и кулуарно, что наблюдатели до сих пор гадают, кто выиграл и кто проиграл от такого решения стран, и была ли в то время у кого-то личная финансовая заинтересованность, чтобы без шума и пыли провернуть такой передел государственных территорий.

С одной стороны, проглядывалась выгода Украины: дорога из Одессы на Измаил из транзитной (через молдавскую Паланку) превратилась в прямую. И все это в обмен на 480 метров Дуная под строительство вроде как нефтяных терминалов Молдавией неподалеку от населенного пункте Джурджулешты: о том, что в итоге будет построен международный порт, тогда мало кто думал с обеих сторон. Повальная нищета и «лихие 90-е» — ну какой там порт?

Выгода же Молдавии почти 25 лет назад не просматривалась даже под микроскопом. История умалчивает о том, чем руководствовались тогдашние молдавские власти. Вряд ли они уже вынашивали какие-либо стратегические и экономические планы. Скорее всего, они понимали, что рано или поздно более мощная тогда Украина додавит их с автотрассой Одесса — Измаил, и сыграли на опережение: предложили обменять ее часть на выход к Дунаю.

Звучит красиво и почти сенсационно, ведь, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1940 года, было принято решение о разграничении территорий Украинской и Молдавской ССР, была установлена конечная точка границы двух тогдашних республик — на реке Прут. А тут — Дунай, и песня про волны теперь про нас! И кто там будет разбираться и замерять, что выход этот всего на 500 метров? Да никто. До начала 2000-х эта тема вообще ушла из информационной повестки СМИ двух стран.

«Столица мира автоматически переходит в Джурджулешты»

Ненужный «Октябрьск»: Украина теряет единственный оружейный порт
Ненужный «Октябрьск»: Украина теряет единственный оружейный порт
© sc-olvia.com
А вот после того, как к власти в Молдавии в 2001 году пришли коммунисты, все вдруг закрутилось. Говорят, что тогдашнему президенту Владимиру Воронину очень хотелось быть рукопожатным в Европе, а тут советники нашептали, что страна может стать в одночасье морской державой, обустроив международный порт в Джурджулештах: оттуда до Черного моря рукой подать, каких-то 138 километров.

На некоторое время Джурджулешты превратились в «стройку века», куда вбухивались миллионы долларов, и в 2009 году грузовой и пассажирский порт был официально сдан в эксплуатацию. Но возить грузы начали еще за пару лет до этого.

И вот примерно в это время украинцы стали понимать, что молдавский Джурджулештский порт под покровительством всесильного тогда Владимира Воронина серьезно ударил по украинскому Измаильскому. Активно демпингуя, молдаване слишком часто стали перехватывать заказы, которые могли «обилечивать» украинцы.

В считанные годы «Межународный порт Джуржулешты» стал единственным пунктом речной (и морской) перевалки и дистрибуции в/из Молдавии, а также региональным узлом логистики на границе с ЕС и доступом к автомобильным и железной дорогам. Порт, активно сотрудничая с румынской Констанцей, стал перехватывать заказы не только измаильских, но и одесских коллег.

Нормальные герои всегда идут в обход. Как Украина и Румыния превратили Молдавию в сухопутную державу

Текли инвестиции, росли грузоперевозки, а президент Молдавии очень гордился статусом «морской державы», всячески это подчеркивая где только можно.

Вся территория порта в Джурджулештах получила статус свободной экономической зоны до 2030 года с предоставлением национальным и международным инвесторам благоприятных условий для инвестиций и бизнеса. Казалось, что так будет всегда.

Чу, что за ропот раздался?

Мариупольский морской порт: страшная судьба в тисках украинской политики
Мариупольский морской порт: страшная судьба в тисках украинской политики
© AFP, Aleksey FILIPPOV | Перейти в фотобанк
После того как в 2009 году коммунисты потеряли власть в Молдавии, порт в Джурджулештах начал чахнуть. В 2012 году правительство неожиданно прекратило движение поездов по участку железной дороги Кагул — Джурджулешты — единственной собственной ветки к порту. Что, естественно, процветанию не способствовало.

Причины назывались разные, но главная заключалась в том, что вечно временным молдавским министрам было не до портов. Экономике они предпочитали парадные поездки (в том числе за кредитами) к европейским товарищам.

Не мудрено, что роптавшие на Джурджулешты украинские портовики воспользовались ситуацией и несколько лет назад начали вести с Румынией переговоры об открытии транспортного и пассажирского коридора в обход Молдавии — крупнотоннажной паромной переправы по Дунаю «Орловка (Украина) — «Исакча» (Румыния). Объекты переправы строятся на самом узком участке Дуная — расстояние между украинским и румынским берегами составляет не более 900 метров. Планируется, что переправу будут обслуживать четыре парома с осадкой 1,5 метра.

Переправа заработает уже летом этого года и позволит автотранспорту экономить несколько часов времени на пути из Украины в Румынию и избежать дополнительного транзита через территорию Молдовы.

«Окно в мир» — так называли Джурджулештский порт еще совсем недавно — захлопнулось. И сделали это замечательные соседи Молдавии при полном попустительстве и молчании местных властей, занятых перманентными выборами.