История

Аманд Струве: создатель современной инфраструктуры Киева

12 сентября 1898 году в подмосковной Коломне скончался инженер и предприниматель Аманд Егорович Струве – человек, которому столица Украины обязана появлением железнодорожного моста, водопровода, уличного освещения, электрического трамвая. При этом благоустройством Киева его деятельность на берегах Днепра не ограничивалась
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Род Струве немецкого происхождения. Он берёт своё начало в XVII веке и происходит от Георга Адама – профессора юриспруденции Иенского университета. В Россию он попал из Голштинии, в свите юного герцога Карла Петера Ульриха, ставшего императором Петром III.
Струве служили дипломатами, инженерами, государственными деятелями, генералами, были преуспевающими предпринимателями и выдающимися учеными. Нас же интересуют потомки дипломата Антона Себастиана фон Струве, вернее, его правнуки, среди которых Аманд Егорович был средним. Родился он 30 мая 1835 году в Петербурге – в этом году исполнилось 190 лет со дня его рождения.
Окончив Главное артиллерийское училище, Аманд поступает на действительную военную службу. Молодой офицер продолжает учебу в Николаевском инженерном училище и академии, совершенствует свои знания за границей. В 22 года поступает на службу в ведомство путей сообщения.
Он три года работал инженером на строившейся тогда Московско-Нижегородской железной дороге, а в 1860 году его приглашает на работу Общество Московско-Саратовской железной дороги. Здесь он в 1862 году спроектировал и построил свой первый железнодорожный мост. Это был переход через Москву-реку близ Коломны. Следующий мост, через Оку (длиной более 700 м), Струве спроектировал в районе Серпухова по дороге, ведущей из Первопрестольной в Курск и далее в Харьков.
В 1863 году в селе Боброво близ Коломны для возведения мостового перехода Струве основал небольшое машиностроительное предприятие, ставшее к 1871 году крупнейшим механическим, литейным и машиностроительным заводом страны. Управление предприятием взял на себя старший брат Густав (1833-82).
Наступление "Русского мира": 190 лет киевскому университетуИмператор Николай I, говоря об открытии 27 июля 1834 года, в день равноапостольного святого Владимира, Киевского университета, назвал его центром русского влияния в Юго-Западном крае. Современные украинские идеологи видят в этом противодействие украинской культуре… Но такой мысли у императора не было – он боролся с польским влиянием
В 1867 году инженер-капитан Струве переводится на службу в Киев.
Под руководством Аманда Егоровича и благодаря его смекалке в Киеве в кратчайшие сроки был возведён капитальный железнодорожный мост через Днепр. Он строился на месте второй древней переправы, вблизи устья реки Лыбедь. Для сооружения металлических частей моста на острове напротив Выдубицкого монастыря была устроена механическая мастерская, в которой обрабатывалось железо и собирались фермы.
Тринадцать опор этого моста длиной 1068 м строились с применением новейшей и передовой на тот момент кессонной технологии – на месте сооружения мостовой опоры в воду опускалась деревянная, обтянутая брезентом, конструкция-кессон. С нее сжатым воздухом вытеснялась вода, и внутри камеры разрабатывался донный грунт, закладывался фундамент опоры, а затем сооружалась и сама опора.
Киевский железнодорожный мост Аманда Струве, 1870 год
Строительство обошлось в 3 млн 200 тыс. рублей. Император Александр II повысил Струве до чина полковника. 17 февраля 1870 года первый поезд через новый мост прибыл на железнодорожный вокзал Киева.
Вскоре мост торжественно освятили. После официальной части состоялся обед в Дворянском собрании, и газета "Киевлянин" писала:
"Много и за многих поднято было заздравных бокалов, но среди всех их звучнее, дольше и одобрительнее раздавался общественный голос при тосте за строителей Киево-Курской дороги – и особенно скромного, добросовестного, как всякий истинный талант, соорудителя днепровского моста – Струве. (…)
Меценат Семён Могилевцев – благотворитель Брянска и Киева Рубеж XIX-XX веков – время бурного экономического роста Россия, время большого строительства, время сверхдоходов и невероятной по масштабам благотворительности. Одной из ярких фигур, оставивших свой след на облике Киева, был Семён Семёнович Могилевцев, благодаря которому в городе появились Педагогический музей (Дом учителя) и "Шоколадный домик"
Струве, по общему признанию, возвёл себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и юго-западного края, так же, как не забудется и имя покойного генерал-губернатора А.П. Безака, управление которого неразрывно связано с началом железнодорожного дела в юго-западном крае".
В июне 1920 года, отступая из города, мост взорвали поляки. Но киевляне восстановили его, назвали именем большевички Евгении Бош, и уже 10 сентября 1920 года через Днепр пошли первые эшелоны. Однако в сентябре 1941 года его взорвали красноармейцы, оставляя Киев. После войны мост не восстанавливали, а в 1952 году построили новый, а о творении Струве напоминают поднимающиеся из воды голые опоры…
Следующим достижением Струве в Киеве было строительство централизованного водопровода.
Городские власти предложили концессию сроком на 50 лет. Струве высказал готовность создать свою акционерную компанию и предложил городской думе такие условия:
"Отвод места от города для строительства водоподъёмного заведения и предоставление в 60-летнее пользование водопроводами… Общество желает получить за бочку воды 9 коп., за ведро – 1/4 коп., за водопой скота – 1 коп. от головы. На 100 сажен водопроводных труб будет устроен кран для получения воды во время пожара, кроме того, 4 бассейна с фонтанами, из коих пользование водою вёдрами для собственного употребления – бесплатно. Г-н Струве полагает, что для населения Киева достаточно в сутки 175 тысяч вёдер воды".
9 июля 1870 года между городской думой и Амандом Струве был подписан договор.
Самый продуктивный киевский зодчий – Владимир Николаев
Киевский краевед Владимир Олейник так описывает строительство:
"Торжественная закладка сооружений будущей водопроводной сети состоялась 22 мая 1871 года в Городском саду. Были построены три водонапорные башни: две в Городском саду (ныне там музей воды коммунального предприятия "Водо-информационный центр") и одна на Владимирской горке. По проекту архитектора А. Шилле сооружены машинные станции. У городских купален пробурили четыре артезианские скважины, проложили 24 км водопроводных труб.
1 марта 1872 года по водопроводной магистрали пошла вода. Одним из первых объектов, который был подключен к централизованному водоводу, был Мариинский дворец. Вода из Днепра подавалась на Крещатик, Б. Васильковскую, Александровскую улицы, Бибиковский бульвар. К 1874 году в Киеве насчитывалось уже 147 усадеб с водопроводами, 1304 с колодцами, 78 пользовались открытыми водоёмами, совсем без воды оставались 3845 усадеб".
Старое здание городской водокачки в Киеве
Водопроводная концессия просуществовала до 1914 года, затем власти выкупили водоканал.
Следующим начинанием Аманда Струве в Киеве стала система газового освещения.
В январе 1871 года регистрируется Общество газоосвещения, которое создал и возглавил Аманд Егорович. Городская дума заключила с ним контракт на установку уличных газовых фонарей. По нему Струве обязался построить два завода по производству газа и установить на улицах 1500 газовых светильников.
Барон, ставший королёмБароны Штейнгель оставили след в истории России. Первые фон Штейнгели появились на русской службе в XVIII веке, баронский титул Священной Римской империи получили уже на ней. Наиболее известны из российских Штейнгелей декабрист Владимир Иванович и Павел Леонардович – строитель «Ласточкиного гнезда» в Ялте
6 сентября 1872 года на Крещатике в присутствии генерал-губернатора кн. А.М. Дондукова-Корсакова состоялось пробное включение освещения, а 2 ноября на 70 фонарях вспыхнули первые "газовые" огни. Газовое освещение было подведено и к памятнику Св. Владимира.
С эпохой газа связан и первый киевский энергетический кризис. Во время Русско-турецкой войны поставки нефти для газовых заводов резко сократились, уличные фонари погасли.
Электрическая лампочка накаливания появилась в 1880 году. 23 мая 1890 года городская дума подписала контракт на электрификацию Киева с компанией "Савицкий и Страус".
Аманд Егорович, уехав из Киева, продолжал строить мосты: Кременчугский (он же Крюковский) через Днепр, Сызранский через Волгу, Литейный в Санкт-Петербурге. Он строит станции, полустанки, туннели, виадуки на Лозово-Севастопольской железной дороге. Все металлические конструкции для этих объектов производились на родном заводе Струве в Коломне.
За успехи Аманду Струве был присвоен чин генерал-майора (1879).
Мост через Днепр в Кременчуге – самый большой из всех построенных Струве. Длина моста – 962 м. Он состоял из 12 железных ферм, опирающихся на два каменных устоя по обоим берегам реки и речных быков. Основания быков и береговых устоев опущены до скального грунта (новый мост, восстановленный после Великой Отечественной, покоится на тех же быках). Рельсы были уложены на поперечные балки ферм, а для проезда гужевого транспорта был сделан настил из досок.
Русский инженер родом из Ниццы. 155 лет Евгению ПатонуКиевская династия Патонов состоит всего из двух человек. Зато каких! Отец и сын Патоны – выдающиеся учёные с мировым именем, действительно прославившие свою малую родину
Строительство было завершено на год раньше запланированного срока, торжественное открытие и освящение моста состоялось 25 марта 1872 года.
В 1873 году Струве приобрел небольшой Кулебакский горный завод, который имел одну доменную печь, производил чугун и сортовое железо. Там было организовано производство поделочной стали, а также прокатка листового железа, выделка осей и бандажей.
В Коломне на управляемом братом заводе Струве строил пароходы и паровозы. В 1878 году он построил товарный паровоз, который развивал скорость 45 км/ч и был признан лучшим паровозом того периода. В честь этого события выпустили памятную медаль с изображением самого паровоза и надписью "Да здравствует русская инженерная мысль!" К этому времени завод выпускал почти треть паровозов в России.
Пассажирский паровоз Тип. 2 Коломенского завода, 1871 год
В 1882 году смерть старшего брата Густава заставила Аманда Егоровича прервать работу по постройке мостов и принять руководство семейным Коломенским машиностроительным заводом.
К тому времени завод уже не был частным владением – ещё в 1871 году братья Струве в компании с московским купцом Антоном Ивановичем Лессингом основали акционерное общество, однако Аманд Егорович фактически обладал возможностью распоряжаться судьбой всего предприятия, а стало быть, и судьбами работавших на нём людей.
После обилия казённых заказов времен войны с Турцией в конце 70-х годов и связанных с нею ускоренных темпов строительства сети железных дорог с 1881 года в делах наметился спад, к 1882 году переросший в застой.
Киевский политехнический: рождение альма-матер Сикорского и КоролёваБурное индустриальное развитие Российской империи во второй половине XIX века остро поставило вопрос обеспечения квалифицированными инженерными кадрами. Их недостаток приходилось восполнять за счёт европейских, прежде всего немецких, специалистов, и это служило дополнительным мотивом для создания системы подготовки русских специалистов
Тогда и было начато производство машин для торфоразработок и локомобилей – передвижных паровых двигателей, приводивших в движение сельскохозяйственные машины и вырабатывавших электричество для локальных сетей. Также на заводе поставили на поток выпуск паровых и конных молотилок, сеялок, веялок, конных приводов и другой сельхозтехники, спрос на которую был огромным. Потом удалось получить заказ на выпуск пассажирских вагонов.
Но главной коммерческой удачей акционеров был заказ на строительство паровозов, который они отобрали у столичного Невского завода.
Связи с Киевом Струве не порывал.
В 1886 году городская дума объявила конкурс на лучший проект устройства в городе городской железной дороги. Победил генерал Аманд Струве. Согласно подписанному 7 июля 1889 года с Думой договору, он мог построить 24 версты железнодорожных путей, эксплуатировать их 45 лет, отдавая городу часть своих доходов, и 1 ноября 1934 года безвозмездно передать предприятие городу.
Трамвайный вагон серии "Ф" конструкции Коломенского завода. Москва, 2022 год
Так в губернском городе Киеве появился первый в России электрический трамвай. Струве поставлял туда вагоны и рельсы, изготовленные на принадлежавших ему Коломенском машиностроительном заводе и железопрокатном заводе в Кулебаках Нижегородской губернии.
Вокруг коломенского завода сложилась социальная инфраструктура, включавшая продовольственные лавки потребительского общества, баню, благоустроенный поселок служащих, имевший паровое отопление и электрическое освещение, получаемые от заводских систем. На личные деньги Струве и Лессинга был выстроен рабочий театр с любительской актерской труппой, хоровым обществом, духовым оркестром и спортивным обществом, имевшим множество отделений. ОАО "Коломенский завод" (Коломенский тепловозостроительный завод имени В.В. Куйбышева) успешно работает и по сей день. В Кулебаках работает Открытое акционерное общество "Русполимет", куда входит и металлургический завод.
Киевский электрический трамвай: первый в России Первая в России линия электрического трамвая была запущена 13 июня 1892 году в Киеве. Проходила она от Царской (Европейской) до Александровской (Контрактовой) площади. Создателем этого чуда техники был инженер-генерал Аманд Егорович Струве. Первенство Киева было не случайным, хотя и не простым
Аманд Егорович скончался в своем имении "Анина дача" в Коломне. Рабочие восемь верст несли его гроб на руках. В уважение заслуг покойного, бывшего лютеранином, отпевали по православному обряду во Всехсвятской церкви, а потом панихиды служились и на Казанском вокзале в Москве, и на Николаевском в Петербурге. Упокоился Аманд Егорович Струве на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
В 2018 году решением городского совета в Оболонском районе Киева одна из улиц была переименована в честь Аманда Струве. Но мемориальной доски, которая напоминала бы сегодняшним киевлянам о том, кому они обязаны появлением в городе современной инфраструктуры, там нет. Как нет вовсе никаких упоминаний о Струве и в Кременчуге.
Рекомендуем