В частности, либерализм он обвинил во всех страшных грехах и назвал его главной причиной нынешнего упадка США – раздрая в их внутренней жизни и неудач на внешней арене. Потому что, по его словам, США впали в опасное заблуждение, что они уже победили. И "что внешняя политика, которая служила национальным интересам, теперь может быть заменена той, которая служила "либеральному мировому порядку", и что все человечество теперь обречено отказаться от национальной идентичности, и мы станем "единой человеческой семьей" и "гражданами мира".
"Это была не просто фантазия; это было опасное заблуждение", – резюмировал Рубио, тем самым опять актуализируя поиски ответа на вопрос, а что же такое "трампизм"? Что это за теория или идеология, связанные с президентом Трампом, которые на практике заставляют людей так круто отказываться от прежнего мирового порядка и его главных постулатов, определявших либеральную суть и направлявших деятельность (либеральную же!) прежней американской администрации Джо Байдена?
Знать это хотелось бы, потому что, во-первых, после 20 января 2025 года в США новый президент, который уже анонсировал воплощение трампизма на практике.
Во-вторых, – и это главное! – у трампизма уже огромное количество сторонников, которые по всему миру связывают с ним свои надежды на серьезные перемены в жизни. Например, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана уже даже называют "главным смотрящим от Трампа на континенте". И в России многие питают какие-то надежды на позитивные перемены, связанные с Трампом и его идеями.
Специалисты уже даже рассказывают о некоем движении МАГА (от английского MAGA – Make America Great Again или "сделаем Америку снова великой") в США, которое якобы стартовало 16 июня 2015 года, когда Трамп впервые заявил, что в 2016-м будет баллотироваться на поста главы США и выдвинул свою кандидатуру на праймериз Республиканской партии, который и утверждает кандидатов президенты от этой партии.
Более того, Трамп, верный своей бизнес-сущности, не только в тот же день объявил лозунг МАГА главным в своей кампании, но и подал заявку на товарный знак лозунга с целью "повышения осведомленности общественности о политических проблемах и сбора средств в области политики".
Хотя историки уже утверждают, что нечто похожее – фразу "Давайте снова сделаем Америку великой" использовал еще в 80-ые годы прошлого века президент и тоже республиканец Рональд Рейган. И что свой лозунг МАГА Трамп или слизал у Рейгана или придумал сам в 2012 году, когда бывший губернатор Массачусетса, республиканец Митт Ромни проиграл президентские выборы демократу Бараку Обаме. Трамп тогда вообще никак не заявлял свои президентские амбиции, но броскую фразу придумал и начал обкатывать применительно к себе.
И "выстрелил" с нею в 2016 году, став президентом и приобретя огромное количество трампистов из числе тех американцев, которые устали от маниакально и насильственно насаждаемых зеленой повестки в энергетике, толерантности и с политкорректностью, мнимым гендерным равенством, трансендерным разнообразием, ЛГБТ-ценностями* и прочими изысками-извращениями в морали и обычной жизни.
Сейчас, после четырехлетия либерального безумия демократов Байдена, трампистов и сторонников МАГА стало много по всему миру. И заговорили о том, что трампизм – это уже цельная и состоявшаяся идеология МАГА, для которой характерны государственный и национальный изоляционизм, преданность национальной идентичности, приоритет национального над нарочитым общечеловеческим, борьба с бесконтрольной миграцией, отрицание либеральной глобализации и мультикультурализма (антилиберализм), консерватизм и отстаивание традиционных моральных и семейных ценностей, политический и экономический протекционизм любых американских идей и продукции и т. д.
Идеологию трампизма уже назвали нативистской, то есть ставящей права и интересы коренных жителей выше прав эмигрантов по принципу "Америка превыше всего". Это и позволяет критикам называть идеи трампистов из МАГА расистскими и нацистскими, гомофобными, сексистскими, подстрекающими к насилию и неравенству.
Однако именно борьба с разнузданным либерализмом и бесконтрольной миграцией, пропаганда изоляционизма, возврат к консерватизму и традиционализму, защита национальной идентичности снискали трампизму огромное число сторонников. И, по мнению многих обозревателей, уже даже начали определять итоги электоральных кампаний, приводя в органы власти в разных странах доморощенных сторонников тамошней МАГА, которые хотят делать именно свои страны "снова великими".
В Европе подобный исход политических кампаний даже называли "правым поворотом" и объявили главным идеологическим постулатом трампизма именно антилиберализм во всех его проявлениях. Как единственно верную и правильную альтернативу надоевшего всем бесплодного и непродуктивного насаждения либерализма, как бы ведущего к "концу истории".
И в этом плане трампизм – это действительно некая идеологическая доктрина, общая для самых разных стран. И для США, и для всех других, где пытаются копировать и применять в прикладной политике методы трампизма. Однако если убрать антилиберализм и мифическую, подчас лживую преданность неким общечеловеческим ценностям, то все остальные идеологические черты и особенности трампизма говорят, что он – не какая-то всеобщая идеология, а скорее политическая практика, связанная с решительным отрицанием всех предыдущих идеологических установок и традиций.
Трампизм – это скорее набор механизмов, средств и постулатов, способных обеспечить приход к власти сил, отрицающих прежние порядки. И как практика, трампизм действительно может быть общим для всех – и для левых, и для правых, и для любых серо-буро-малиновых центристов.
А вот идеологическое наполнение трампизма его и разрушает, потому что в каждой стране даже борьба с нелегальной миграцией имеет свои особенности. Не говоря уже о защите национальной идентичности или национальных устоев и традиций. У каждой страны они свои. Как минимум. И то, что подходит США, где, собственно, и зародился трампизм, противоречит национальным интересам других стран. Потому что если не предусмотреть равенство государств, если не учитывать их разные возможности, то интересы США объективно будут удовлетворяться за счет интересов других.
У Дании, у которой американцы-трамписты хотят отобрать Гренландию, у Панамы, которую они же "обезжиривают" на Панамский канал, или у Канады, по желанию Трампа рискующей лишиться суверенитета после превращения в 51-й американский штат, совсем другие национальные интересы, чем у США. И защита национальной идентичности – тоже. Это объективно так, а не по чьей-то доброй или недоброй воле. Американские трамписты обязательно вступят в противоречия с трампистами европейскими, если те используют наработки и методы Трампа и придут к власти на отрицании старого. Это отрицание станет последним, что их объединит. А дальше, как говорится, в новой жизни и новой борьбе за национальные интересы – табачок врозь.
Вот именно на этом трезвом подходе к трампизму, сегодняшним его результатам и завтрашней перспективе и гаснет эйфория всех уверовавших в наступление "оздоровительной эра Трампа".
Или должна угаснуть, как всякие беспочвенные надежды. Потому что, как говорят в Одессе, между "на тебе" и "я тебе дам" есть большая и принципиальная разница. Трамп не для того приходил к власти и отрицал байденовский либерализм по всем направлениям, чтобы хоть чем-то делиться за счет интересов Америки, которую он хочет сделать великой. Все, круг тут и замыкается. И в этом тоже суть трампизма и движения МАГА.
А где в этой схеме место и будущие перспективы Украины или России, пока не известно. Но если с Россией Трамп хотя бы собирается о чем-то переговариваться и согласовывать, то Украине вообще никто ничего не обещает. И даже не говорит для блезиру, что все будет хорошо.
И все это очень важно помнить накануне инаугурации Трампа. Через несколько дней трампизм станет главной идеологией в крупнейшей стране мира, и с этим всем придется иметь дело.
*движение признано экстремистским
Еще о трампизме читайте в статье Владимира Видеманна Трамп: два срока – два образа