Варианты ответов на второй вопрос напрямую зависят от вариантов ответов на первый. Все очень неоднозначно и непрямолинейно.
Если окажется, что причиной крушения вертолета, повлекшего гибель высокопоставленных иранцев, было неблагоприятное стечение обстоятельств без всякого внешнего вмешательства, то тогда в Иране развернется внутриполитическая борьба и за место второго человека в государстве, и за курс страны, точнее — за его возможную коррекцию.
Если же будет найдено подтверждение того, что смерть Эбрахима Раиси и главы МИД — это теракт, совершенный руками Запада или Израиля, то Иран ответит. Причем может сделать это так, что мало никому не покажется, а остатки Израиля придется искать в Средиземном море.
Некоторые даже утверждают, что сам инцидент — это провокация именно такого развития событий с целью уничтожения Израиля и ослабления американского влияния на Ближнем Востоке руками Ирана.
Все дело в том, что сейчас многие уверены, что внешнеполитический курс Ирана не поменяется, потому что внутри этой страны есть некий консенсус правящего класса, суть которого сводится к формуле "никаких уступок Западу".
Погибший президент Раиси, по оценке обозревателей, выступал против любых попыток налаживания торговых связей с США и их союзниками и за сосредоточение на приоритетном развитии сотрудничества с Китаем и Россией. И именно при Раиси Иран стал членом БРИКС, объединения, которое сегодня возглавляет движение к многополярному миру и против односторонней гегемонии Запада и его лидера — Вашингтона.
Однако этой условной "партии войны" противостоит традиционная, как и везде, гниловато-либеральная прозападная "партия мира", выступающая за поворот к Западу и медленную конвергенцию двух систем.
И конечно же, "партия мира", равно как и весь коллективный Запад, заинтересована в том, чтобы Иран и его политическая система пошли трещинами внутреннего раскола. Этого хотят и коллаборационисты, и Израиль, и США, и даже Турция с Саудовской Аравией ─ естественные конкуренты Ирана в регионе.
Турецкая газета Hurriyet уже намекает, что авиакатастрофа, в которой погиб Раиси, могла стать следствием как внутриполитической борьбы за власть в Иране, так и внешнего заговора, в котором замешан Израиль, главный подозреваемый, который, по мнению обозревателя издания Абдулькадира Сельви, "не может действовать в этом регионе без поддержки США".
Газета так и написала, что в Иране ведется борьба за власть в связи с преклонным возрастом (85 лет) верховного лидера Али Хаменеи. И одним из наиболее вероятных претендентов на этот пост был погибший Раиси. Но в окружении главного аятоллы его преемником хотят видеть его же сына — Моджтабу Хаменеи. А что он думает — это пока загадка.
Убить могли хотеть и главу МИД Ирана Амира Абдоллахияна, который мог претендовать на место президента Раиси. А значит, уверена турецкая газета, "если это было покушение на него, то это означает убийство двух зайцев одним выстрелом".
Вторая причина желания сокрушительной нестабильности в Иране — это если и не остановка, то точно торможение ядерной программы этой страны. Уничтожение даже следов программы и кадров, работающих над созданием ядерного оружия Ирана — голубая и давняя мечта коллективного Запада и Израиля.
Ведь чего сегодня боятся эти невольные подельники? Того, что у Ирана есть ядерное оружие, и он может нанести им удары возмездия. А когда ядерного оружия нет, то Иран может ударить по ядерным объектам Израиля.
Как в апреле этого года и предупредил всех командующий силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР), отвечающими за охрану ядерных объектов страны, генерал-майор Ахмад Хакталаб. "Если сионистский режим (так в Иране называют власти Израиля. — Авт.) хочет использовать угрозу нападения на ядерные центры нашей страны в качестве средства оказания давления на Иран, пересмотреть ядерную доктрину Ирана и отклониться от нее было бы возможным и разумным шагом", — заявил генерал.
Сейчас убит президент Ирана, и эта страна разбирается с инцидентом. И многое может установить. И если, повторяю, Тегеран докажет наличие внешнего следа в гибели Раиси, то по нему и могут полететь иранские ракеты.
Запад всегда боролся с ядерной программой Ирана. Во-первых, юридически-экономическими методами ─ накладыванием всевозможных санкций с максимальным привлечением заинтересованных сторон, России и Китая.
Например, в 2005 году так называемая "Группа шести" (Китай, Россия, Великобритания, Франция, США, Германия) начала переговоры с Ираном, чтобы убедить его руководство не разрабатывать ядерное оружие и не обогащать уран. С оставлением Ирану права вести мирную ядерную деятельность.
Итогом работы "шестерки" в 2015 году стал заключенный Ираном Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) — документ, предполагающий снятие антииранских санкций в обмен на ограничения ядерной программы Тегерана. И большая часть иранского обогащенного урана должна была быть вывезена за границу, а участники соглашения должны были вести мониторинг действий Ирана в ядерной сфере под эгидой МАГАТЭ, получавшей доступ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 15 лет. Чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер.
В обмен на это США, ЕС и Совбез ООН действительно сняли санкции с Ирана.
Однако при президенте Дональде Трампе США в мае 2018 года вышли из СВПД и восстановили санкции. Тегеран в ответ заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках СВПД, отказался от ограничений в ядерных исследованиях, строительстве центрифуг и уровне обогащения урана.
И ситуация, что называется, зависла в неизвестности. Как ни старались Россия и Китай воззвать к здравому смыслу и вернуться к ограничению ядерного вооружения Ирана. США не пошли на попятную. И потому им теперь страшнее всего. Ну и Израилю, конечно, ─ если и прилетит от Ирана, то им в первую очередь.
Во-вторых, несмотря ни на какие договоренности, США и Израиль параллельно делали все, чтобы уничтожить всех, кто работает над ядерной программой Ирана. А это физики-ядерщики и упомянутый КСИР, охраняющий ядерные объекты.
Вот руководство КСИР и его офицеры наряду с ядерщиками и стали главной целью покушений американцев, стоящих за спиной израильтян. Запад своими руками и руками спецслужб Израиля "мочит" всех причастных к ядерной программе Ирана и ее защите. Жертв расстреливали, травили газом, взрывали минами и бомбами, расстреливали из автоматов и пистолетов. Но делалось одно дело — Иран лишали специалистов, которые могли создать ему ядерное оружие.
В 2007 году погиб при невыясненных обстоятельствах (задохнулся в газовых испарениях) профессор университета в Ширазе и лауреат нескольких престижных премий за исследования в области атомной энергетики Ардешир Хасанпур.
В период с 2010 по 2012 год также были убиты четверо иранских ученых-ядерщиков (Масуд Али Мохаммади, Маджид Шахриари, Дариуш Резаинеджад и Мостафа Ахмади Роушан), а еще один (Ферейдун Аббаси) был ранен в результате покушения.
Чтобы понять масштаб этих потерь ядерной энергетики Ирана, достаточно вспомнить, что профессор Али Мохаммади был специалистом в области ядерной физики столичного Университета имама Хосейна, Шахриари — главой кафедры ядерной инженерии тегеранского Университета имени Шахида Бехешти, а Роушан — сотрудником ядерного центра по обогащению урана в городе Натанз, главного в этом деле в Иране.
А потом подельники-убийцы ударили, что называется, по штабам. 3 января 2020 года в результате удара беспилотника по международному аэропорту Багдада был убит иранский генерал-майор, один из главных в КСИР Касем Сулеймани. Он отвечал за международную борьбу Ирана с Западом и Израилем. Вместе с ним в общей сложности тогда было убито десять человек, в том числе еще четыре высокопоставленных офицера КСИР.
30 ноября 2020 года на севере Ирана из автоматического стрелкового орудия, управлявшегося дистанционно, был расстрелян иранский физик-ядерщик Мохсен Фахризаде, возглавлявший управление по исследованиям и инновациям Минобороны Ирана и являвшийся одним из создателей ядерной программы страны. А по жизни он был высокопоставленным офицером КСИР.
Главнокомандующий иранской армией Сейед Абдоль-Рахим Мусави назвал Израиль и США причастными к убийству ученого. Те или отмолчались, или попытались перебросить вину за убийство друг на друга. Но свою практику продолжили.
В мае 2022 года иранское агентство IRNA сообщило об убийстве на одной из улиц Тегерана полковника КСИР Сайяда Ходаи. По данным иранских СМИ, в последние годы Ходаи тоже участвовал в разработке военных беспилотников, которые наряду с ядерным оружием очень тревожат Запада в связи с проведением СВО на Украине.
В октябре 2022 года в Иране появились сообщения, согласно которым трое сотрудников КСИР были убиты в результате обстрела неизвестными лицами на юго-востоке и западе страны. Двоих служащих подразделений КСИР "Салман" и "Басидж" расстреляли в городе Захедан на площади Парастар, третий скончался в результате перестрелки с неизвестными на погранпункте с Ираком на западе Ирана.
В Захедане был убит полковник Мехди Моллашахи и его сотрудник Джавад Киха. Они возвращались домой после окончания рабочего дня, и неизвестные открыли по ним стрельбу из автомата Калашникова из салона автомобиля. И что характерно: по сообщениям западных СМИ, полковник Моллашахи отвечал за международные поставки иранских дронов-камикадзе. СМИ опубликовали фото изрешеченного пулями автомобиля с окровавленными телами двух человек.
Убитый полковник
И вот недавно, в апреле 2024 года, израильтяне по наводке США ударили по иранскому консульству в Дамаске. Удар унёс жизни двух генералов в и пяти высокопоставленных офицеров КСИР. Убийства эти и показательные, и демонстративно-назидательные: дескать, а не надо заниматься тем, что не нравится " мировому сообществу" и общечеловекам-либералам.
Так ударит ли Иран атомными бомбами, если они у него имеются? Сложный вопрос. Но вот известнейшая политолог-иранист Карине Геворгян в беседе с NEWS.ru напомнила, что в Иране, государстве-теократии, действует религиозное постановление (фетва), которое запрещает создание ядерного оружия.
"Сначала должны отменить фетву на категорический запрет создания ядерного оружия. При этом стоит отметить, что техническая возможность для создания ядерного оружия у Ирана полностью есть. Но иранским властям несвойственны спонтанные решения. Они понимают, что такие удары не поддержат их партнеры по СВПД, так как Тегеран станет первым, кто использует ядерное оружие", — рассказала она, прямо намекая, что надежда одна — на Аллаха.
Ну и, конечно же, успокаивает и то, что расследование смерти президента Раиси ещё продолжается, и официальных поводов уничтожать Израиль у Ирана пока нет.
Вот на это — что все будет шито-крыто и никто ни до чего не докопается — Запад, похоже, привычно и надеется. Как всегда, нечистоплотно и цинично. Но с другой стороны, сколь веревочка ни вейся…
И неонацистам на Украине радоваться нечему. Если вспыхнет большая война на Ближнем Востоке, о них забудут напрочь. И уж точно оставят без подсоса и подпитки.
Читайте также Гибель президента Ирана: что будет дальше?