Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
– Василий Николаевич, недавно вы выпустили фильм "Расследование", посвященный контрабанде оружия с Украины. Расскажите о том, как вы собирали материал для этого фильма.
– Началось все два года назад, когда весной 2022 года я принимал участие в изучении документов, захваченных в здании Мариупольского управления СБУ.
Тогда на глаза попались сообщения агентов СБУ о том, что еще осенью 2021 года (до начала СВО) военнослужащие ВСУ осуществляли продажу систем западного вооружения за границу, в том числе на Ближний Восток.
Честно скажу, что очень тяжело продвигалось расследование, хотя подтверждали эту информацию военнопленные. В фильме я показал только двух военнопленных из самых одиозных подразделений – это один бывший боец "Азова" * (запрещенного в России), из Мариуполя, а второй боец 95-й десантно-штурмовой бригады, тоже элита, которые сообщили, что командование этих подразделений, при содействии и при полном прикрытии со стороны военной контрразведки СБУ, осуществляли продажу западных единиц оружия – "Джавелин", NLAW за границу, в том числе на Ближний Восток.
Информация накапливалась, собиралась. В 2022 и 2023 году уже было много сообщений в европейских СМИ, в африканских СМИ, в ближневосточных СМИ, где говорилось прямым текстом, что оружие с Украины попадает в руки преступных и террористических организаций. Все мои попытки достучаться до официальных структур в Европе ни к чему не привели. Мы иногда даже не получали никаких отписок – просто молчание, и все.
Журналисты иностранные – немецкие, итальянские, с кем в фильме есть интервью, говорили, что в Европе и вообще на Западе поставлено табу на любое негативное упоминание Украины. Любая информация о каких-то противоправных действий со стороны украинских властей, украинских военнослужащих под запретом. Про это никто не будет говорить и публиковать.
Это были единичные проявления свободы слова, когда директор Интерпола говорит, что оружие с Украины, которое мы поставляем на Украину ("мы" в смысле Запад) с Украины уходит в нелегальный оборот. В конечном итоге зацепить что-то в Европе вообще не удалось.
С другой стороны, очень интересная информация приходила со стороны Ближнего Востока – это Сирия, Ливан, Турция, где четко говорили, что оружие, поставляемое Западом на Украину, в конечном итоге попадает в руки террористических исламских группировок, которые действуют на Ближнем Востоке.
Мы начали работать в этом направлении, и в конечном итоге дело закончилось тем, что мы поехали в Сирию в командировку – я со своей съемочной группой. Большое спасибо командованию российской группировки в Сирии и местным спецслужбам — это сирийский "Мухабарат" – нам реально показали и захваченные комплексы западного вооружения, которые попадают в Сирию, в Турцию с Украины, и дальше показали кадры оперативной видеосъемки захвата одной партии оружия, которая в грузовике, в тайниках ехала, и сирийский спецназ перехватил этот грузовик и изъял это оружие.
Специалисты сирийского "Мухабарата" четко уверены, что за лето август-сентябрь 2023 года – это до начала боевых действий в секторе Газа, они перехватили три таких крупных каравана, три партии вооружения – это были "Джавелины", NLAW, немецкие гранатометы, это были боеприпасы для стрелкового оружия, для автоматических гранатометов. Это все поступает с Украины.
Вплоть до того, что нам удалось взять интервью у бывшего боевика "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"*, организации, запрещенной в РФ, который воспользовался амнистией и перешел на сторону правительственных сил Республики Сирия. Он в свое время отвечал за маленький участок контрабандного канала, от провинции Идлиб, неподконтрольной сирийской власти на границе с Турцией.
Это оружие контрабандными путями, второстепенными дорогами в обход блокпостов идет до границы с Ливаном, и дальше оно переходит на ливанскую территорию, и потом попадает в руки "Хезболлы", ХАМАСа и т. д.
По территории Сирии эта контрабандная тропа разбита на маленькие участки, на которых за безопасность продвижения отвечает конкретный человек. Мы взяли интервью у одного из таких специалистов по логистике. Он рассказал, что боевики исламских группировок раз в неделю подают заявки руководству "Хизб ут-Тахрир"*, которая отвечает за поставки этого оружия. Подают заявки и говорят: "Нам нужно два "Джавелина", один "Стингер", четыре NLAW и столько-то боеприпасов".
Эти заявки аккумулируются, и руководство той же "Хизб ут-Тахрир"* отправляют заявки по своим коррумпированным связям на Украину, где собирается партия и потом отправляется в Сирию.
Сроки поставки от Украины до Сирии, продвижение – порядка двух недель. Речь идет о налаженном механизме, системе снабжения исламских террористических группировок со стороны коррумпированных военных властей Украины, именно снабжения западным оружием.
Причем этот бывший боевик нам четко сказал, что "раньше нам с Украины постоянно оружие поступало, но раньше это было все советского образца, а где-то с 2021 года это пошла система западного вооружения – те же NLAW, "Джавелины" и т. д., и этот поток не прекращается". В связи с этим я напомню, что когда начались боевые действия в секторе Газа, неоднократные были видео, которые появлялись в интернете, где боевики того же ХАМАСа благодарят украинские власти за то, что они снабжают их западным вооружением.
Получается – это система, налаженный механизм, в котором откат получают все. Тут огромный вопрос у меня сразу возник к американским и израильским властям. Они не могут не знать это. Или правая рука не знает, что делает левая, или же им это выгодно, и они в этом заинтересованы.
То есть, условно говоря, солдат ЦАХАЛа, израильской армии, убивает оружие, которое США поставляет на Украину. То есть США убивает солдат своего союзника руками коррумпированных украинских военных и ближневосточных террористов.
– Много говорят о конфликте Зеленского и Залужного, который стал причиной отставки последнего. Но какая нам разница, кто и какой пост занимает в Киеве?
– Вся эта ситуация для меня интересна только в том контексте, что чем хуже у врага, тем лучше для нас. Если они в порыве своей внутренней борьбы в Киеве помешают каким-то военным действиям, логистике, отправке новых солдат или новых снарядов на фронт, я буду только приветствовать.
Слишком много у нас уделяют этой истории внимания, и я опасаюсь того, что у нас очень многие эксперты, очень многие СМИ начинают говорить: если у них такой разброд и шатание, то значит, режим уже на пороге краха, вот-вот рухнет.
Но на самом деле, я думаю, нет, он достаточно еще силен, крепок и падать не собирается. Да, есть проблемы, да, у них большие неприятности, огромные потери на фронте, но я не склонен думать, что они вот-вот, сейчас у них все рухнет, и фронт посыплется, и чиновники начнут массово убегать. Боюсь, что многие наши эксперты и СМИ выдают желаемое за действительное.
– Поговорим об угрозе реальной, об угрозе физической – об FPV-дронах. Насколько эффективны они на фронте и какую угрозу представляют для мирных жителей?
– Cейчас это реальный кошмар на линии фронта, причем, я так понимаю, и с нашей стороны, и со стороны противника. С учетом того, что у них падает активность артиллерии, это отмечают все, они реально заменяют артиллерию, снаряды артиллерийских систем fpv-дронами.
Там это действительно проблема, и реально, когда там находишься, ты постоянно слушаешь, слушаешь, слушаешь, чтобы не дай бог где-то жужжание услышать, потому что это признак грядущей возможности опасности.
Мне один знакомый говорит, что, когда он заходит в парикмахерскую, и его начинают стричь машинкой – он начинает нервничать. Это говорит о том, что у бойцов на фронте начинается психическая зависимость от таких вещей. Сейчас основной фактор – метеозависимость этих дронов, потому что это легкие системы, от них мало толку в тумане и при сильном ветре.
Последние удачные операции нашей армии в той же Авдеевке, если вы обратили внимание, они прошли в дни, когда был туман, была плохая видимость, и враг был ограничен в применении дронов. В ясную погоду — это вундерваффе, а в условиях плохой видимости и плохих погодных условий – дождь, ветер — он ограничен, и, конечно, это его плюс, и это его минус.
То, что военная наука будет меняться в связи с этим – несомненно. Я, кстати, замечу, что наша армия, и, соответственно, противник – это сейчас лидеры в мире по применению дронов. Была бы против израильской армии, какая-нибудь 72-я бригада ВСУ, или 110-я бригада Первого армейского корпуса ВС РФ, то я думаю, там и вся израильская техника сгорела бы в течение пары часов.
– Можно ли эффективно защитить города от ракетных и артиллерийских ударов? Достаточно дли бетонных укреплений по городу и сирен оповещения?
– В Крыму сирены предупреждения о ракетной угрозе идут заблаговременно. Как минимум пять-десять минут – есть у граждан время спрятаться. От артиллерии такого спасения нет в том же Донецке или Белгороде, или Горловке. Это бесполезно просто: сирена включится в любом случае уже после прилетов.
Что касается бетонных укреплений, то характерная черта Донецка – это открытые двери подъездов, магазинов. Чем это хуже, чем бетонные укрепления на остановках? Для спасения от осколков этого вполне достаточно. У людей, которые идут по улице, и здесь открытая дверь подъездов, у них есть всегда десять-пятнадцать секунд спрятаться, если в этот момент не прилетит прямо рядом с ними.
Поэтому бетонные укрепления – конечно, да, если они спасут хоть одну жизнь, то значит, их применение оправдано. Полагаться на них, как на панацею от гибели мирного населения – я думаю, это преувеличение.
Единственный способ спасти города от таких обстрелов – это, конечно, отодвигать линию фронта. Увы, это так. Когда тот же Луганск, вы прекрасно помните 2014-2015 год, для Луганска это был реально просто кошмар. Город стирали с лица земли. Как только в 2022 году линию фронта отодвинули далеко – Луганск живет абсолютно мирной жизнью, если только враг не ударит серьезными дальнобойными средствами типа "Шторм шедоу", "Скальпы".
Но таких систем немного, во-вторых, это такие цели, которые, в принципе, ПВО умеет сбивать. Артиллерийский снаряд сбить практически нереально, а такую ракету – можно. Поэтому, отодвинув фронт хотя бы километров на пятьдесят, города будут спасены. Конечно, не будем исключать, что будут прилеты ракет типа "Таурус" или ATACMS, но артой уже их не достанет, и это, конечно, спасение.
*Запрещенная в России организация.