Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
24 января 1944 года войска 1-го и 2-го Украинских фронтов начали Корсунь-Шевченковскую операцию, которая завершилась 17 февраля уничтожением крупной немецкой группировки.
Потери вермахта убитыми в котле составили 55 тысяч военнослужащих, пленными 18 тысяч. Потери немецких частей, которые пытались деблокировать окружённую группировку, оцениваются в 20 тысяч человек.
- Александр, почему Красной Армии удалось окружить мощную группировку вермахта зимой в условиях распутицы, не владея тотальным превосходством в количестве и качестве бронетехники?
- Тотальное превосходство было в выпуске бронетехники и в ходовых качествах танков Т-34. Вы не забывайте, что распутица вредит отступающему и обороняющемуся также, как и наступающей стороне.
В Черкасском котле были окружены пехотные дивизии, единственной подвижной частью была дивизия СС "Викинг". По воспоминаниям немцев окруженная группировка имела 15000 транспортных средств, но все они сгорели под ударами советской авиации и артиллерии, когда с черепашьей скоростью тащились по дорогам.
Кроме того, был еще один момент – в ноябре-декабре 1943 года немцы понесли огромные потери в боях на Украине – и даже если их танки и штурмовые орудия не были сожжены, и немцы успевали утаскивать в ремонт подбитую бронетехнику, все равно в строю ее оставалось катастрофически мало.
Это привело к тому, что, когда 3-й и 47-й танковые корпуса пошли деблокировать окруженную группировку Штеммермана, в их линейных частях оказалось два – три десятка танков вместо положенных 150-200.
В результате оба немецких комкора сделали ставку на элитные части – Брайт на тяжелый танковый полк Баке, в котором было в строю около 80 "Тигров" и "Пантер", а Форман - на свежий батальон "Пантер" из состава 26-й танковой дивизии, который прибыл с Запада и был влит в ударную 11-ю танковую дивизию, своих танков в 11-й тд было около трех десятков, но 61 "свежая" Пантера должны были способствовать созданию тарана.
В результате Форману не повезло - наш 18-й тк за полтора суток в конце января "вынес" 44 пантеры из 61, из которых 20 точно сгорели, остальные числились подбитыми в разных долгосрочных и иных ремонтах.
У Брайта дела шли лучше и полк Баке добился хороших результатов. В итоге группировка Штеммерана прорывалась именно на его участке.
Это, кстати, наглядный пример того, что бывает, когда пехота прорывается в снегах на дальние расстояния. То, что многие историки уже в наше время предлагали сделать Паулюсу в Сталинграде.
Обморожения, катастрофические потери, огромное количество раненных и больных и главное полная потеря боеспособности прорывающихся дивизий. Ряд частей, вышедших из котла была расформирована - другие долго восстанавливались.
Когда немцы вышли, то катастрофы их фронта не случилось, дыра в немецкой обороне была не большая и ее тут же закрыли двумя соединениями, кошмар разразился потом, когда следом за Корсунь-Шевченковской началась Уманско-Ботошанская операция – Конев ударил там, где до этого истекали кровью, пытаясь деблокировать окруженцев 3-й и 47-й танковые корпуса.
И оборона тут же рухнула, так как окруженцы-то вышли, но для боя они совсем не годились и использовать их было нельзя, а немецкие танкисты наступавшие им навстречу три недели пополнение получить не успели - в итоге наши захватили море подбитой немецкой техники которую собрали в ремонтных базах, но не успели восстановить, а заодно вышли на границу с Румынией.
- Как вы считаете, представляет ли это направление интерес в рамках задач специальной военной операции на Украине? Можно ли сейчас повторить Черкасский котел?
- В этом нет необходимости – тактика полуохватов приносит больше пользы. Огневой контроль путей снабжения и точечное уничтожение системы обороны противник, наносят ему больше вреда чем окружение, а потом кровавая баня в месте прорыва где окружившие попадают под двойной удар со стороны деблокирующей группировки и выходящих окруженцев.
И главное – медийный эффект. Если вы кого-то окружили, и они потом прорвались даже еще и при прорыве побили ваши части и притащили пленных, то для своих они герой, а удручающий вид ваших пленных по ТВ – это ваше моральное поражение, даже если в целом операция прошла успешно.
А полуохват дает уже вам хорошую медийную картинку с десятками сожженной вражеской техники, яркими ударами по укрепам и главное не дает противнику бросить этот узел обороны – пока у нему есть пути снабжения он вынужден за него бороться и нести потери в невыгодных условиях в виду вашего полуохвата.
- Наступление советских войск зимой 1944 года проходило при мощном воздействии немецкой авиации, тем не менее цель была достигнута. Можно ли сказать, что сейчас в ВСУ FPV-дроны играют такую же роль, как Люфтваффе? Во всяком случае, военблогеры бьют тревогу из-за того, что противник сделал ставку на этот вид оружия и наносит чувствительные потери нашим войскам. "Заставьте стервятников не летать, и мы дойдем до Берлина!" (с)
- Это миф после лета 43-го, когда Люфтваффе массово были переброшены на средиземноморье и в ПВО Рейха.
Никакого превосходства в воздухе у немцев не было, но у немцев были штурмовики "Фокке-Вульф 190", которые в виду колоссального пушечного вооружения, бомбовой нагрузки и живучести доставляли нам массу проблем как при штурмовке наземных наших войск в виду слабости войсковой ПВО, так и эффективно действовали против штурмовиков и бомберов – 4 пушки и 2 крупнокалиберных пулемета позволяли эффективно закончить атаку по любому советском самолету.
Что касается FPV-дронов, то это очень серьезная проблема, для которой уже сейчас вырабатывается, и я уверен будет выработано, эффективное противоядие.
Да они очень эффективны, но ВСУ и раньше о них знали, однако, предпочитали артиллерию, а не дроны – любой снаряд 122-152-155 мм дает в разы больше поражающих элементов чем дроны.
FPV-дроны - это важное дополнение и опасное оружие, оно способно навредить, но не кардинально изменить ситуацию на поле боя в пользу ВСУ.
- Обращает внимание то, что значительную часть танкового парка Красной Армии в боях на Правобережье составляли лёгкие британские танки "Валентайн" с 57-мм пушкой. То есть по вооружению они примерно соответствовали современным БМП. В связи с этим вспоминается поединок двух украинских "Бредли" с нашим танком Т-90, к сожалению, успешный для противника. Насколько такая бронетехника эффективна на поле боя сейчас и тогда?
У "Брэдли" не получилось ничего – броня пробита не была, танк был поврежден именно ударами FPV-дронов и у него не действовал ряд систем.
Что касается "Валентайна", то он был опаснее БМП, во-первых, броня 65 мм, чего нет у БМП, а во-вторых 57-мм пушка с 900-1000 метров пробивала лоб немецких "троек" и "четверок", а с 400-500 могла пробить борт "Тигра".
Поэтому "Валентайн" - это хороший легкий танк способных выйти победителем и в бою со средними немецкими танками.
Что касается БМП как класса на поле боя, то думаю эта бронетехника себя еще не изжила – при грамотном использовании она способна решать задачи, а при бестолковом и "Леопарды" не спасут.
- Еще одна важная дата в нашей военной истории – 27 января – День полного освобождения Ленинграда от немецкой блокады. Город подвергался артобстрелам все дни блокады, как и Донецк, по которому бьет артиллерия ВСУ. Верно ли, что единственный способ прекратить обстрелы города - это отодвинуть линию фронта дальше на запад, как это было в 1944 году?
- Да, единственный способ прекратить обстрелы - это уничтожить ВСУ, желательно на всю глубину их боевого построения до польской границы. В противном случае даже на клочке земли у границы они будут выпрашивать у Европы что-нибудь дальнобойное и принципиально бить по Донецку.
К сожалению, я все больше склоняюсь к тому, что есть смысл в применении тактического ядерного оружия. Украинские укрепрайоны нужно ломать и зачищать быстрее, пока Европа и США тянут с деньгами – понятно, что нас не остановят и западные поставки.
Но грех не воспользоваться ситуацией, пока противник - в подвешенном состоянии.
Если будет решение уходить из той же Авдеевки, ВСУ сравняет ее с землей, нам все равно ничего не достанется – так смысл штурмовать, используя тяжелые огнемётные системы и крупнокалиберную артиллерию, если можно в качестве специального ингредиента добавить при огневом поражении их укрепрайонов и ТЯО-боеприпасы, что поможет нашим ребятам нести меньшие потери и больше и быстрее уничтожать врага.
Поверьте, если бы что-то подобное было под Ленинградом, и у маршала Говорова были бы ТЯО-боеприпасы, думаю, даже секундная мысль у него бы не промелькнула, чтобы отказаться от их применения по врагу, чтобы облегчить положение Ленинграда.
ВСУ сбивают наши самолеты над Белгородом, а мы для наемников НАТО жалеем немножко ТЯО, потому что мы не такие… Очень жаль – добро должно быть с кулаками.