Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал американист, политолог Грег Вайнер.
Президент США Джо Байден выражает беспокойство по поводу проблем вооруженных сил Украины (ВСУ) на фронте и боится, что ракеты ATACMS не изменят ситуацию в лучшую сторону, сообщает The New York Times.
— Грег, Украина и США закулисно обвиняют друг друга в провале летнего наступления украинских войск. Об этом написал 7 ноября обозреватель газеты Washington Post Макс Бут. В чем конфликт между ними?
— Украинские военные обвиняют США в том, что их разведка не показала подготовку российскими военными системы обороны. В частности, ВСУ не получили информацию о минировании блиндажей, тоннелей и так далее. Также все обещанные США вооружения не были доставлены — получилось broken promises (нарушенные обещания).
Американцы отнеслись халтурно к этому делу и украинское наступление застряло в минных полях — таковы претензии Киева.
На что американцы отвечают, что спутники спутниками, оружие оружием, но ножками тоже работать надо. Дескать, бойцы ВСУ могли походить, посмотреть, проверить и отследить, что делают российские силы, и не было бы провала наступления. В этом суть военного конфликта.
План, озвученный Минобороны Украины и Залужным, предполагал, что ВСУ будут продвигаться на 30–40 км в сутки с начала наступления и выйдут на границы 1991 года. Он не состоялся. Все остальные обвинения Вашингтона и Киева вытекают из этого.
— Глава украинской разведки Кирилл Буданов представляет реальную угрозу для Владимира Зеленского, он может возглавить заговор генералов против президента с целью заключить мир с Россией, заявил бывший помощник заместителя министра обороны США Стивен Брайен в своем блоге Weapons and Strategy. Кроме того, помощник главкома ВСУ Залужного Геннадий Частяков погиб от взрыва боевой гранаты. Что происходит внутри киевского режима?
— Киев больше не един. Это видят в том числе американские эксперты. Монолитного блока Зеленского более не существует — как было раньше. Ранее наблюдалось сплочение украинских политических и военных сил вокруг главы Киева.
Теперь все изменилось. Яркий тому пример недавнее скандальное интервью Залужного журналу The Economist. Главком ВСУ, видимо, не будучи уполномоченным Зеленским на разговор с журналистами, все же пошел на беседу.
Хочу напомнить, что военная вертикаль на Украине работает так, что без разрешения Зеленского командующий ВСУ не имеет права давать интервью. Но, как я понимаю, с администрацией Зеленского Залужный не советовался. Это нонсенс.
— Reuters сообщили о том, что по итогам визита главы Еврокомиссии фон дер Ляйен в Киев будут даны рекомендации приблизить Украину «на один шаг» к вступлению в Евросоюз. Для чего ЕС ведет такие разговоры с Зеленским?
— Это компенсация Киеву за мирные переговоры с Россией. Приближение Украины к вступлению в Евросоюз — одна из форм торговли. Вы заключаете мирное соглашение с Россией, а мы вам дадим надежду на присоединении к ЕС.
Я думаю, что число украинцев, которые устали от военных действий и готовы к мирным переговорам с Россией, значительно выросло.
После провального «контрнаступа» многие граждане Украины многое поняли. Что не заканчиваются российские ракеты и российские танки (которым якобы больше 60 лет). Армия России достаточно мобильна и умеет неплохо воевать, а людской ресурс РФ и Украины не сопоставим.
Военный бюджет нашей страны на СВО, согласно информации западных СМИ (Минобороны РФ не давало таких данных), составляет 110 миллиардов долларов. На Украине невозможно собрать столько финансов для военной отрасли — максимум она может найти 50 миллиардов.
Кроме того, Евросоюз пообещал Украине поставить около миллиона снарядов в этом году, а передал всего лишь 300 тысяч боеприпасов. Это, естественно, негативно отразилось на боеспособности ВСУ. Вопреки ожиданиям Запада и Киева.
— Глава Генштаба Армении обсудил с Пентагоном реформу армии, сообщает Минобороны Армении. К чему это? Готовят второй фронт в Армении против России?
— Я так не думаю: вряд ли США потянут два конфликта — на Украине и в Израиле. Скорее это просто желание США вывести Армению из сферы влияния России.
Единственное, я не понимаю, как всё это на практике они собираются сделать. Кто будет поставлять Армении газ, нефть, которые страна получает сейчас от России? Злейший враг США — Иран?
Армения, кстати, тоже не готова воевать, а данные, которые она озвучивает, выглядят неоднозначно. Ереван говорит, что им то ли Индия, то ли Франция поставляет вооружения. Но что-то оружия одноимённых европейских государств там не видно…
Кроме того, с армянской армией нужно много работать, обучать солдат, а для США сейчас все-таки в приоритете решение ближневосточного конфликта.
Я думаю, здесь больше разговоров, нежели дела.
— Очередные выборы в США запланированы на 5 ноября 2024 года. При этом влияние Джо Байдена на конфликты в Израиле и на Украине ограниченно, пишет The New York Times. С чем действующий президент Америки начинает предвыборный год?
— The New York Times, наряду с The Washington Post, — самая крутая американская газета которые шли всегда в фарватере демократической партии.
Факт того, что сейчас The New York Times говорит о том, что Байден не контролирует ситуацию, сигнализирует о многом.
Как я упоминал ранее, The Washington Post с подачи ее собственника, владельца Amazon.com, миллиардера Джеффа Безоса начала топить администрацию Байдена. Колумнист газеты Дэвид Игнатиус в своей сентябрьской статье написал, что Джо Байден должен отказаться от выборов, как и Камала Харрис.
Безос, я полагаю, представляет не только самого себя, но и весь истеблишмент новых мультимиллиардеров.
Сейчас Байден получает ещё одну «чёрную метку» от СМИ. На мой взгляд, это говорит о том, что мы не увидим Байдена и Харрис в президентской гонке 2024 года.
Меня также удивляет во всей этой истории, на чью поддержку опирается Байден, чтобы быть переизбранным. На поддержку национальных меньшинств?
Единственное: ему могут принести баллы голоса сотрудников военно-промышленного комплекса США, у которых сейчас много работы и, соответственно, хорошие зарплаты.
— Партия демократов должна опасаться слабых областей Байдена в политике и личных качествах?
— Демократическая партия должна опасаться не только этого. Для них угрозу представляет потеря мест в сенате и, соответственно, тотальная потеря контроля над ситуацией и распределением средств.
Потому что сейчас в Америке наблюдаются тенденции к тому, что президентом будет скорее всего республиканец. Палата представителей и сенат тоже, скорее всего, будут республиканскими. Идут переизбрания губернаторов — не в пользу демократов.
— Западные СМИ обсуждают так называемый реванш Трампа на президентских выборах. О его успешности по сравнению с Байденом говорят итоги опроса New York Times. С какими результатами Трамп заходит в предвыборный год?
— На Трампа в Минюсте и Федеральном бюро расследований США еще, как мне кажется, имеются нераскрытые компроматные материалы: не все суды над ним закончились, не все — начались.
Пока что уголовные и административные дела не мешают Трампу. Но, как говорится в поговорке: «Капля камень точит».
Сейчас ноябрь. До выборов еще год.
Я думаю, что ситуация будет ясна и понятна в мае-июне следующего года. Тогда определяться точные кандидаты в президенты США и можно будет оценить контуры их популярности и шансы на победу.
Никки Хейли — кандидат от республиканцев — сейчас активно набирает очки. В Балтиморе проходят серьёзные муниципальные выборы, которые покажут насколько Гленн Янгкин эффективно руководит штатом Вирджиния и есть ли у него потенциал стать президентом Америки.
— Как вы можете оценить ресурсы США как страны перед выборами 2024 года?
— Америка заходит в предвыборный год с крепкой экономикой, практически несущественной безработицей (3,8%). В стране страшная нехватка рабочих рук.
Европейские компании, особенно немецкий и китайский капиталы, неудержимо перетекают в Штаты.
— А каковы политические ресурсы?
— Политически самой чувствительной проблемой для США является раздрай на границе с Мексикой.
По моим данным, за три года границу с США пересекли 7,5 миллионов нелегалов, что, конечно, принесёт Штатам рост преступности и развитие иных антисоциальных явлений. Ведь нелегалы должны лечиться, водить детей в школу — платить за это будут простые американцы.
Кроме того, как я уже говорил не раз, американцы устали от украинского вопроса и все меньше хотят слышать слова «военная помощь Украине».