Варданян — миллиардер, фигурант российского списка Forbes, который осенью 2022 года вышел из российского гражданства и переехал в Карабах, чтобы возглавить кабинет министров непризнанной республики. Впрочем, через несколько месяцев он оставил свою должность — как считается, это было сделано под давлением Азербайджана.
Произошедшее с Варданяном вполне чётко отражает то, что происходит сегодня вокруг Карабаха. После того как буквально за сутки азербайджанские формирования добились в регионе всех военных целей, они объявили о том, что все обвиняемые в поддержке «терроризма» карабахцы будут подвергнуты уголовному преследованию.
Впрочем, карабахские армяне в массе своей и так были изначально убеждены в том, власть Баку в любой форме для них неприемлема. Сейчас они покидают регион: сеть заполняют кадры с бесконечной автоколонной, следующей в Армению. Согласно официальным данным, на армянскую территорию выехало уже около 50 тыс человек — примерно треть населения НКР. Можно быть уверенным в том, что исход продолжится и дальше, чему азербайджанские власти будут всячески способствовать.
Сейчас большинство наблюдателей уже воспринимает карабахскую историю как часть прошлого. Основной вопрос отныне связан не столько с дальнейшей участью НКР, сколько с будущем самой Армении, власти которой не только не собираются корректировать нынешний внешнеполитический курс, но и активно настаивают на его развитии.
Премьер Армении Никол Пашинян за последние дни неоднократно заявлял, что структура безопасности, на которую делал ставку Ереван, ошибочна, и что она должна быть изменена. На фоне этого Азербайджан настаивает на необходимости скорейшего открытии Зангезурского коридора, который свяжет основную азербайджанскую территорию с принадлежащей Баку Нахичеванью, а затем и с Турцией. Ереван же по настоящее время категорически отрицал возможность реализации данного проекта, считая его нарушением территориальной целостности — коридор должен пройти через территорию Сюникской области Армении.
Однако сейчас сложилась ситуация, в рамках которой в открытии данной транспортной артерии, помимо ряда региональных игроков, заинтересованы и западные державы — те, которые нынешнее армянское руководство желает видеть в числе своих покровителей. Зангезурский коридор должен стать частью более глобального проекта, Срединного коридора, основное предназначение которого — экспорт азиатских (прежде всего, китайских) товаров в Европу.
В задействовании этого маршрута, идущего в обход России, заинтересован и Китай. Путь из Китая через российскую территорию проще и дешевле: он целиком идёт по суше, в то время как обходной маршрут подразумевает чередование различных видов наземного и морского транспорта. Однако Россия сейчас находится под санкциями, и её взаимодействие со странами ЕС серьёзно ограничено. Поэтому для Евросоюза данный проект принципиально важен. Иными словами, Запад совершенно не собирается отстаивать неприкосновенность Армении в ущерб своим бизнес-интересам.
Западу и Турции готов противостоять ещё один региональный игрок — Иран, который выступает резко против реализации Зангезурского проекта. Тегеран направил к армянской границе свои боевые подразделения, намереваясь показать, что он не даст аннексировать Сюник и отрезать себя от сухопутных маршрутов в северном направлении. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, чтобы несколько успокоить иранские власти, даже заявил, что Зангезурский коридор может пройти по иранской территории. Однако сейчас это скорее просто риторика: Анкара и Баку вряд ли захотят отдавать контроль за столь необходимым им маршрутом Тегерану.
Сегодня в карабахскую повестку активно лезут США. В регион прибыла глава USAID Саманта Пауэр — по официальной версии, ради заботы об армянских беженцах. Помимо этого, глава Госдепа Энтони Блинкен обсудил с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым возможность размещения в Карабахе международной наблюдательной миссии, и Алиев вроде как на это согласился. Делается это, по всей видимости, с целью вытеснения миссии российских миротворцев — едва ли не единственной силы, которая на сегодняшний день оказывает реальное содействие карабахским армянам. Однако будет ли «международное» (читай — американское) присутствие в регионе иметь хоть какую-то практическую пользу для местного населения?
Тут уместно вспомнить ещё одну наблюдательскую миссию — европейскую, которая работала на линии соприкосновения с армянской стороны много месяцев. Толку от неё не было никакого, особенно учитывая, что в период её работы ситуация в регионе обострялась по нарастающей. И нет никаких оснований полагать, что наблюдатели от США будут вести себя как-то принципиально иначе.
По всей видимости, Азербайджан в своём стремлении как можно скорее задействовать коридор через Сюник начнёт сначала наращивать политическое давление на Армению, а потом, дождавшись удобного случая, попробует решить вопрос силой. И западные наблюдатели ничего не смогут этому противопоставить.
Окончание тридцатипятилетнего конфликта в Карабахе не охладит Закавказье. Конфликтная динамика в этом регионе никуда не денется. Положение уступившей Карабах Армении не облегчилось — наоборот, оно стало ещё более опасным.