В свою очередь украинские власти намерены подавать иск в ВТО на Польшу. Равные торговые возможность уперлись в интересы суверенных экономик.
Почему самый яростный друг Украины пошел на открытую конфронтацию, и кто на самом деле зарабатывает на вывозе зерна — рассуждали украинские эксперты и лидеры мнений на своих страницах в соцсетях.
Журналист Макс Назаров:
Братья-поляки заявили, что не пустят нас в ЕС, если не решится вопрос с зерном, а мы заявили, что если не решится вопрос с зерном, то мы обрежем поставки польских овощей и фруктов.
Нормальная такая заруба, давно не слышал от наших что-то конкретное в своих национальных интересах, а не сопли. В связи с новой (нет) поведенческой моделью братьев поляков у меня вопрос: вернут ли в школьную программу «Тараса Бульбу»?
Экономист Алексей Кущ:
Министр сельского хозяйства Польши заявил, что его страна не пустит Украину в ЕС, если не будет решен вопрос экспорта украинского зерна: «Если мы сегодня не создадим эти инструменты, Польша точно не согласится на вступление Украины (в Евросоюз)».
Учитывая, что экспорт «голого зернового сырья» стал своеобразным magnum opus нашей политики, получается, что в ЕС мы не вступим, пока не откажемся от сырьевой модели развития. А от нее, похоже, никто не собирается отказываться.
И, знаете, в этом есть очень глубокий смысл. Сырьевым странам вообще нет никакого смысла куда-то вступать, будь то торговые союзы или политические надгосударственные объединения. Ведь мы когда принимает решение куда-то «вступить», исходим исключительно из эмоциональной оценки: «быть в ЕС - это круто» или «быть в ЕС — это цивилизационный выбор украинского народа».
Это все иррациональные оценки, лишенные какого-либо реального содержания. На самом деле, вступление куда-то всегда рассматривается в мире как некий баланс выгод и потерь. Если выгод больше — вступаем, если наоборот — отказываемся от вступления.
В чем смысл торговых союзов? Твоя страна производит товар Х, но внутренний рынок для него слишком мал. А продвижение на чужие рынки сдерживается квотами, пошлинами, техническими регламентами, требованиями к локализации и т. д.
В то же время в других странах производят товар У, в котором твоя страна остро нуждается и который производить сама не может. То есть его нет смысла облагать импортными пошлинами (произойдет удорожание импорта). Так почему бы не объединится тогда в единый торговый союз.
Таким образом, возник прототип ЕС — соглашение об «угле и стали» между Францией и Германией после Второй мировой войны. Почему такой союз невыгоден сырьевой стране? Ну потому что она продает сырье, а это, как правило, биржевой товар, который можно продать где угодно, хоть в Африке, хоть в Азии. Что Украина и делает.
При этом такие страны потребляют в основном импортные товары, которые выгодно облагать пошлинами для наполнения казны (внутреннего производства почти нет, поэтому нужно облагать импорт). То есть для сырьевой страны, соглашение о зоне свободной торговли ничего не дает: свое сырье можно продавать на мировых рынках и без такого соглашения, а импорт в случае подписания оного придется освободить от пошлин или применять минимальные значения, то есть потерять деньги.
Это подтверждает структура нашей торговли до войны. Торговый партнер № 1 у нас — это Китай. А самые выгодные торговые партнеры с точки зрения баланса — это Египет и Индия. Страны, с которыми у нас нет прямых соглашений о ЗСТ (только с Египтом — по «касательной» в рамках Пан-Евро-Мед). То есть без всяких соглашений, нам выгодно продавать зерно в Китай и облагать пошлинами китайские импортные товары.
Что бы нам дало соглашение о ЗСТ с Китаем? Ничего, кроме потерь на импортных пошлинах. Именно поэтому Норвегия (классическая сырьевая страна) не является членом ЕС и включена в торговое европейское пространство с существенными ограничениями. Не является членом ЕС и Швейцария, только там вместо сырья капитал.
Я уже давно писал: успешная Украина — страшный сон для поляков, так как мы в таком случае будем оттягивать на себя все региональные ресурсы: трудовые, инвестиционные, сырьевые, рынки сбыта и т. д. Но мне не верили, доказывая, что современная модель глобализма допускает выигрыш всех участников торгового сотрудничества.
Ситуация с украинским зерном показала: выигрывают далеко не все. Простыми словами, с сырьевой экономикой нам нечего делать в ЕС. Сырьевая модель просто не монтируется в европейскую систему. Европа тратит колоссальные дотации на поддержку своих фермеров во Франции, Польше, Германии.
Представьте, если туда хлынут со своим зерном наши ленд-лорды. Именно поэтому США подписали с Мексикой соглашение о свободной торговле лишь после того, как мексиканцы начали создавать вдоль границы с Америкой свои промышленные производства и отказались от сырьевой модели.
Бывший народный депутат Борислав Береза:
Украина сегодня начнет процедуру подачи иска во Всемирную торговую организацию против Польши, Венгрии и Словакии, которые продлили запрет на импорт украинского зерна вопреки решению Еврокомиссии. Об этом в интервью Politico заявил замминистра экономики Тарас Качка.
А когда будет рассматриваться иск? А когда выборы в Польше? Как нам это поможет при переговорах о членстве в ЕС? А почему не решили вопрос из-за закрытия переговоров, а пошли по такому пути? А кто продавал зерно в Польше, хотя клялся, что это будет транзит и ничего не будет продавать в стране?
Я даже комментировать это не буду.
Политик Дмитрий Василец:
Злобные клоуны Майдана ещё не попали в ЕС, а уже пытаются наводить там свои порядки и по привычке брать ором и наглостью. Поэтому подали в ВТО иски против «братских» Польши, Венгрии и Словакии из-за их запрета на ввоз украинской сельхозпродукции.
В ответ польский агроминистр заявил, что если этот вопрос решен не будет — не видать «партнёрам» Евросоюза как собственных ушей. А ведь именно «курс в Евросоюз» долгие годы был той самой морковкой для стада, вызывая бурные фантазии про «светлое и сытое будущее в ЕС».
А поскольку славаукраинцы не умеют адекватно оценивать свои слова и поступки, не заглядывают вперёд дальше ближайшей пятницы, весь «евроинтеграционный курс» уплывает прям на глазах, в страну «неведомых грёз».
Хотя, конечно, режимники Зеленского сделают вид, что ничего не случилось, просто в «райский сад Борреля» не пускают в этом десятилетии.
Журналист Диана Панченко:
Неудивительно. РФ вышла из «зерновой сделки». Страны ЕС, граничащие с Украиной, вводят эмбарго на украинское зерно. США одобряет. Я об этом неоднократно писала.
В Украине мои слова называли российской пропагандой или теорией заговора. Но если смотреть на факты — все очевидно. Никому не нужен сильный украинский АПК. Ни РФ, ни ЕС, ни США. Происходит удушение всего потенциала украинского АПК. Как когда-то было с украинской промышленностью. Которой мы тоже лишились.
При этом я уверена, что власть в Киеве не понимает последствий. Развитие, экономика — слишком сложные материи для них. Они заняты разворовыванием денег и записыванием видео (но даже эти ролики смотрит все меньше людей). А, ещё хватило мозгов подать в суд на Венгрию, Польшу и Словакию…
Что касается канала экспорта украинского зерна через Дунай. Покажу на пальцах: если стоимость зерна на международных рынках $ 100. Где логистика — $ 20. Украинскому фермеру — $ 80. Своими ударами по инфраструктуре на Дунае РФ в первую очередь создаёт угрозу флоту.
Иностранные судовладельцы повышают фрахт на премию за риск при входе в украинские порты. И теперь логистика стоит не $ 20, а $ 60. А из $ 100 за проданное зерно, украинский фермер получает не $ 80, а $ 40.
Также избыток зерна давит на цены внутри Украины. На сегодня цена зерна ниже его себестоимости. Фермеры теряют смысл в работе на следующий год. По словам министра Сольского, после первого удара по Рени фрахт подорожал на $ 40 за тонну. 3 млн тонн в месяц…
Таким образом, РФ создаёт незначительную угрозу судоходству на Дунае, и перекладывает $ 120 МЛН В МЕСЯЦ из кармана украинских фермеров в карманы иностранных перевозчиков (по большей части турецких).
Эрдоган сильно заинтересован в возобновлении сделки? (с) «Возможности для возобновления "зерновой сделки" нет», — глава дипломатии ЕС Боррель. А оно им надо? Если они убирают конкурента со стола? Теория заговора? Несите другую. Эта уже сбылась.
* Орфография и пунктуация авторов сохранены.