После ряда противоречивых сообщений областных и городских властей о непопадании по военным объектам и разрушении не то жилых домов, не то инфраструктурного объекта, в сухом остатке оказалось следующее.
Пострадал некий интернат, в котором, по словам мэра Харькова Игоря Терехова, обычно находились "люди с определенными жизненными трудностями". Однако на момент прилета "подопечных" в здании не было, так что "никто не пострадал".
Это стандартная формулировка украинских чиновников, когда ВКС РФ удается накрыть штаб или место расположения ВСУ. В частности, нечто подобное прозвучало в прошлом году, когда ударом по 47-й гимназии Харькова были уничтожены иностранные наемники.
Вот и сейчас, как выяснилось, в здании интерната для детей с проблемами слуха на улице Архитекторов, 36а находились военные. Здание повреждено только частично. О потерях среди "квартирантов" официальных данных, разумеется, нет.
Судя по запрету посещать Лесопарк из-за неизвестно кем и когда проведенного минирования, ВСУ снова размещаются поблизости от окружной, в лагерях и гостиницах вдоль Белгородского шоссе. Известно также, что они занимают дома местных жителей в селе Русская Лозовая.
Тем временем энергоструктура города все еще полностью не восстановлена после рекордного по силе и последствиям ракетного удара 9 марта.
Блэкаут в самых "благополучных" районах продолжался двое суток, другим повезло меньше. Тепло в дома подается на уровне "батарей комнатной температуры" – или не подается вовсе.
Впервые с начала спецоперации город столкнулся не то что с перебоями интернета и мобильной связи – в течение двух суток после удара они полностью отсутствовали. Дошло до того, что дети вышли на улицы и вспомнили, как играют в классики.
Часть торговых точек во время блэкаута прекратила работу, часть перешла на обслуживание за наличные. Это не стало для горожан проблемой: деньги на банковских счетах долго не залеживаются. В банкоматах перед выдачей наличных на экране появляется призыв расплачиваться картой, а не наличными, поддержать финансовую систему Украины.
Однако у людей давно сложились собственные представления о финансовой безопасности.
Метро удалось запустить на четвертые сутки, но его работа носит конвульсивный характер. Время ожидания поезда увеличились до получаса, то и дело останавливается либо вся подземка, либо отдельные линии. Так что смельчаки, решившие воспользоваться подземкой, рискуют в итоге прогуляться пешком по тоннелям.
Наземный электротранспорт простоял ровно неделю – до 16 марта.
Специалисты отмечают, что Харьков после удара 9 марта находится в шаге от полного и окончательного блэкаута. Если в следующий раз ВКС РФ удастся существенно повредить Змиевскую ТЭС и ключевой на данный момент узел распределения электроэнергии – ПС Харьковскую, – город останется без электричества на неопределенный срок.
Разумеется, вечером в городе снова темно – не работает уличное освещение. Его включали только кое-где и всего на пару дней, но "патриоты" успели буйно отпраздновать "пэремогу света над тьмой".
В частности, рьяная заукраинка Анна Гин выдала на-гора текст в жанре "рыдали и пели гимн всей маршруткой". Нимало не смущаясь тем, что режим тотального затемнения длиною в год не имел, по сути, ни малейшего смысла – только безмерно радовал грабителей, а также портил жизнь водителям и пешеходам.
Похоже, даже в СБУ наконец смекнули, что "предателям и коллаборантам", фиксирующим передвижение военных по городу, от фонарей ни холодно, ни жарко: во время комендантского часа их в любом случае не включают.
Жителей Харькова и области в массе украинские власти по-прежнему считают как минимум неблагонадежными. И проводят соответствующую "профилактику".
Представитель областной полиции Александр Кобылев в интервью "Немецкой волне" (исполняет функции иноагента в РФ) посетовал на нехватку кадров для эффективной работы с "пятой колонной". Несмотря на то, что задержания "предателей" происходят ежедневно, результат не радует, поскольку имя им легион.
"Следствие доберется до всех, просто сейчас коллаборантов больше, чем следователей", – заключил силовик.
Тем временем начальник следственного управления ГУ Нацполиции в Харьковской области Сергей Болвинов сообщил, что следствие установило "людей, которые могут быть организаторами движения "Антиредан" в Харькове".
По его словам, взрослые организаторы собирали несовершеннолетних, чтобы "дать отпор движению "Редан", распространение которого было остановлено в Харькове благодаря оперативным действиям полицейских. А вот "Антиредан" пытаются создать с довольно странными и инфантильными мотивами с целью избиения подростков", рассказал Боливинов.
Такими методами организаторы "Антиредана" собирались "перевоспитывать" несовершеннолетних харьковчан, попытавшихся примкнуть к якобы "запущенному Россией флешмобу".
Заметим, ни о задержании организаторов "Антиредана", ни о предъявлении обвинений речь не идет. Так, пожурили "идейно близких" для порядка.
С подростками из "ЧВК Редан" силовики поступили иначе. На то есть свои причины. Начать с того, что своими антагонистами участники движения избрали "офников", то есть околофутбольную публику, "ультрас".
Офник Офнику, конечно же, "lupus est" – в политическом смысле. Достаточно вспомнить российских футбольных фанатов разных команд, воюющих с нацистами в батальоне "Эспаньола". После теракта в Брянской области они вызвали бандитов на поединок на равных:
"Давайте забьемся по старым добрым принципам околофутбола. ОФ на ОФ! Ну разве что никакого фейрплея, можете применять любое дерьмо, даже самое тяжелое, и мы конечно можем тоже. Готовы стартовать прямо сейчас".
Или – тоже из событий последних дней. Болельщики вроцлавского "Шленска" во время чемпионата Польши по футболу вывесили баннер с перечеркнутым украинским трезубцем и надписью "Это не наша война". Ранее фанаты этого же клуба провели акцию против "украинизации Польши".
Но вот из харьковского околофутбола, усилиями местных толстосумов, в частности, Александра Ярославского, и при попустительстве городских властей, выросло преимущественно фашистское зверье "высшей" в своем классе пробы.
Кстати, неизвестные лица на днях подкорректировали портрет Ярославского – подрисовали черную балаклаву. По-своему символично.
Харьковские ультрас находились в Киеве с первых чисел декабря 2013 года – якобы для охраны демонстрантов от "Беркута". Впоследствии эта группировка составила боевое крыло харьковского "Евромайдана", в феврале 2014 года участвовала в захвате националистами здания Харьковской областной администрации.
А 14 марта 2014 года ультрас составляли около половины тех, что открыл стрельбу по безоружным людям из офиса "Патриота Украины" на улице Рымарской, открыв счет убитым противникам Майдана в Харькове.
Потом была бойня 2 мая в Одессе – харьковские болельщики принимали в ней самое активное участие.
Новые жертвы фанатов появились 27 мая, когда ультрас "Металлиста" и "Днепра" набросились на мирную колонну "сепаратистов".
А дальше – неонацистские формирования в Донбассе, в ходе АТО легализованные тогдашним министром внутренних дел Арсеном Аваковым. Кстати, Конгресс США еще в 2017 году не счел возможным вооружать явных нацистов.
Выделяя Украине средства на военные расходы, американские парламентарии поставили условие, что из них не будет финансироваться "Азов" (террористическая организация, запрещена в РФ). К тому времени "военнослужащие полка спецназначения МВД "Азов" успели "прославиться" в Мариуполе многочисленными убийствами, пытками и избиением жителей.
И вот какие-то несознательные подростки, несмотря на мощный поток направленной на них пропаганды, осмелились помыслить о стычках с молодой порослью "небожителей", можно сказать, с "зеляюгендом". Посягнули на святое – не просто "ультрас", а "ультра-патриотов".
Иными словами, часть несовершеннолетних граждан Украины в какой-то степени ускользнула от нацистского зомбирования. Не сработали "духоподъемные" песни о "крепости Бахмут", звучащие в каждом универсаме. Не включился особый "харьковский ген несокрушимости", на днях открытый Тереховым. Или, наоборот, включился…
Неважно, что несостоявшийся флешмоб в харьковском ТРЦ Никольском был, скорее всего, спровоцирован СБУ и полицией – на упреждение. Само "мыслепреступление", по мнению правоохранителей, должно быть наказано по всей строгости закона (и беззакония). В отличие от условных мер, принятых в отношении "Антиредана",– так, чтобы впредь неповадно было.
Уже само задержание 245 ребят возле ТРК "Никольский", по терминологии времен майдана, вполне тянуло на "звиряче побыття" (зверское избиение).
Подростков, в том числе девочек, полиция жестко уложила лицом в грязь и снежную кашу, и держала так при минусовой температуре.
Дальше – больше. Были открыты уголовные дела по статьям "массовые беспорядки" и "вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность", санкции по которым предусматривают до 10 лет лишения свободы.
В домах задержанных провели обыски, в отношении родителей несовершеннолетних составили протоколы по статье "неисполнение обязанностей по воспитанию детей". И "бонусом", кому возможно, вручили повестки.
Чтобы оправдать непропорциональную проступку реакцию, в МВД Украины собрания подростков объявили "флешмобом", организованном ФСБ. Якобы участники планировали антиправительственные выступления, в том числе акции "нет войне".
Что же касается поиска следа российских спецслужб в распространении движения "ЧВК Редан" на Украине, это типичная тактика украинских властей, особенно когда след на самом деле – ЦИПСОшный.
Самый яркий (и самый тяжелый) пример – история с харьковскими кураторами "Синего кита". В мае 2017 года Следственный комитет РФ установил IP адреса, с которых дети, проживающие в Москве и Московской области, получали задания на "самоликвидацию". Три IP адреса принадлежали кураторам "групп смерти" из Харьковской области.
Были возбуждены уголовные дела по статье "доведение до самоубийства". Киев мгновенно отреагировал привычным образом, объявив смертельную игру проектом ФСБ.
К сожалению, сегодня харьковский подросток может решиться уйти из жизни без вмешательства "Синего кита" или "Тихого дома". Так случилось с 16-летним юношей, отец которого не по своей воле оказался на фронте и погиб за режим Зеленского.
Когда повестку в вонкомат получил и сам подросток, он не увидел другого выхода кроме суицида. Перед смертью парень записал видео, в котором заявил, что не хочет никого убивать "за украинскую власть".
Такое вот, перефразируя классиков, "чисто харьковское самоубийство".