Ранее непреклонный в вопросе о возможности переговоров с РФ, Владимир Зеленский в очередном видеообращении внезапно изменил мнение и назвал условия для начала диалога с Москвой. Многие наблюдатели на Украине связывают это с давлением со стороны американских кураторов режима, требующим продемонстрировать будто бы «открытость» к переговорам.
«Торг идет»
Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан посетил 4 ноября Киев, где встретился с Зеленским и главой его офиса Андреем Ермаком. Официально о целях визита не сообщалось. Однако эксперты предполагают, что визитер мог настаивать на том, чтобы Киев взял оперативную паузу в боевых действиях и не рисковал боеспособными частями, пишет «Военное обозрение». Не рисковал до того времени, как ВСУ будут получены необходимые объемы помощи от Запада — до весны.
«Из этого вынужденного "перемирия" определенную выгоду может извлечь и президент Байден, а вместе с ним и Демпартия, накануне выборов в конгресс. Миссия Салливана будет преподнесена в правильном свете той части американского истеблишмента, которая выступает радикально против дальнейшего сливания бюджета США в украинскую "чёрную дыру"», — отмечает издание.
Напомним, ранее Зеленский подписал указ о введении в действие решения СНБО Украины о невозможности проведения переговоров с российским лидером Владимиром Путиным. По его словам, Украина не будет проводить никаких переговоров с РФ, пока Путин является президентом.
Теперь позиция Зеленского изменилась. Каковы же условия? Как будто бы ничего нового. Киев до этого настаивал, по сути, на капитуляции России — на возвращении к границам 1991 года (то есть на возврате и Крыма тоже), на выплате репараций и пр. Теперь в требованиях к Москве изменились лишь формулировки, они стали более расплывчаты.
«Еще раз: восстановление территориальной целостности, уважение к Уставу ООН, возмещение всех убытков, нанесенных войной, наказание каждого военного преступника и гарантии, что это не повторится. Это абсолютно понятные условия», – сказал Зеленский в видеообращении.
Изменение формы не осталось незамеченным. «Вместо "границ 1991" года — "уважение к уставу ООН". Вместо "репараций" — "компенсации". Вместо "гарантий безопасности" — "гарантии, что такое больше не повторится". О том, что с Путиным переговоров быть не может, речи больше не идёт. Не зря Салливан приезжал, торг идёт», — констатирует телеграм-канал ЗеРада.
Переговоры? После достижения целей СВО
А что Россия? Ряд украинских политологов высказывали предположения, что точечные ракетные удары ВС РФ по объектам критической инфраструктуры, которые уже привели к серьезным проблемам с энергоснабжением, являются как бы «приглашением» к переговорам. По словам политолога Вадима Карасева, их можно рассматривать как «инфраструктурную угрозу» — идите на переговоры, не то хуже будет.
Эксперт также отметил в эфире программы «Карасев FIVE», что сейчас мы имеем дело не с тотальной войной на уничтожение. По его мнению, «это война как способ переговоров», она ведется, чтобы улучшить переговорные позиции той или иной стороны, чтобы перейти к новой сделке по гарантиям безопасности, разделить сферы влияния.
Об угрозе инфраструктурной катастрофы как поводе для начала переговоров заявил в эфире телеканала «Прямой» и украинский политолог Алексей Голобуцкий. По его словам, инициаторам переговорного процесса «нужно, чтобы пас, который Зеленский сейчас не может дать Путину и Западу, что он получил от украинского народа, и тогда Зеленский будет нормально выглядеть».
То есть это не будет выглядеть так, что Зеленский «дал заднюю». «Есть запрос населения, действительно, гуманитарная (катастрофа. — Ред.), и это будет раскручиваться на Западе», — считает политолог. Он добавил, что «когда люди будут тут мерзнуть, стоять над бочками с огнем», тогда на Западе вспомнят, что главная ценность цивилизации — не территории, а человеческая жизнь, «и под таким соусом и будут говорить о том, что нужно договариваться».
Но можно ли? В России по этому поводу высказывают разные мнения. Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди сказала РИА «Новости», что проведение переговоров по Украине до достижения задач специальной военной операции нецелесообразно. Да и сами переговоры возможны только «с хозяевами Зеленского», но не с ним самим, поскольку он является лишь марионеткой Запада.
По мнению сенатора, заявление Зеленского с условиями, на которых Киев якобы может пойти на переговоры, не было самостоятельным, его инициировал Вашингтон, поскольку это — «элемент борьбы демократов за места в Конгрессе, которые должны как-то объяснять налогоплательщикам, почему тратится столько денег из бюджета».
«Снизить риски»?
Отметим, в публикации газеты Wall Street Journal утверждалось, что Салливан в последние месяцы проводит конфиденциальные переговоры с помощником президента России по международным делам Юрием Ушаковым и секретарем Совбеза Николаем Патрушевым.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя статью WSJ, отметил, что в западных газетах публикуют много «уток», предложив обратиться за разъяснениями в газету или в Белый дом.
Сам же Салливан заявил, что «была возможность провести контакты с Россией на высоком уровне, нацеленные на снижение риска использования ядерного оружия, а также на то, чтобы донести (Москве. — Ред.) последствия его возможного применения». По его словам, которые приводит РИА «Новости», «мы не раскрывали каналы, по которым проводились эти контакты, чтобы их защитить».
Возможно, на Западе рассчитывают, что киевский режим может выйти на переговоры с более выгодных позиций. Так, La Repubblica пишет о тайных консультациях между Вашингтоном и Брюсселем по возможности переговоров в том случае, если Киев отвоюет Херсон, ВСУ выйдут на берега Днепра. И будто бы именно эту мысль Вашингтон внушает украинским властям. Если так, то ни о каком снижении рисков говорить не приходится.
P. S. В МИД РФ заявили 8 ноября, что Россия не ведет переговоров с США по Украине.