Посол России в Армении Сергей Копыркин предположил, что вопрос о статусе Нагорного Карабаха следует оставить следующим поколениям. Об этом он заявил 1 ноября в рамках «Примаковских чтений» в Ереване. Ранее Кремль опубликовал трехсторонний документ, принятый президентом России, лидером Азербайджана и премьер-министром Армении по итогам саммита в Сочи.
Политолог, главный редактор сайта Научного общества кавказоведов Андрей Арешев оценил будущее отношений России и Армении и перспективы последней стать второй Украиной.
— Андрей Григорьевич, мирного договора между Ереваном и Баку пока нет, заявил Владимир Путин по итогам трехсторонней встречи с лидерами Армении и Азербайджана, прошедшей в Сочи 31 октября. Как вы думаете, почему не удалось его согласовать? Возможно ли вообще это сделать в нынешней ситуации?
— Я думаю, что едва ли это возможно. Я вообще не знаю и не могу представить тех, кто на это мог серьёзно рассчитывать. Вокруг этой встречи шла достаточно серьезная информационная возгонка, связанная с объективным обстоятельством — возросшей ролью Запада в урегулирования нагорнокарабахского конфликта и с попыткой перехвата этой темы Вашингтоном и Брюсселем. В частности, хорошо известен так называемый «вашингтонский документ», который появился в результате переговоров секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна, помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева и советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана 27 сентября в Вашингтоне. Этот документ широко освещался в российских СМИ. Такого внимания к карабахской проблематике и вообще к южно-кавказским темам достаточно долго не было. Также серьезное внимание к этой теме было связано еще и с украинским контекстом не вполне благоприятных тенденций для России на постсоветском пространстве.
Что касается содержательной стороны встречи президентов в Сочи, то у меня, например, изначально не было никаких иллюзий относительно того, что получится что-то подписать за рамками достаточно обтекаемого и выраженного в общих формах заявления, из которого, как следует из слов президента Владимира Путина, ещё и пришлось изъять некоторые тезисы. Можно догадаться, что это за положения и формулировки. Собственно говоря, Россия пытается тоже чем-то отвечать на вызовы Запада на Южном Кавказе и делает это так, как может: подобного рода переговорами и неформальными увещеваниями сторон, некоторыми предложениями по делимитации и демаркации государственной границы с опорой на тот багаж, который остался у России ещё с советских времён. Может быть, кто не помнит, но до 1991 года Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Нагорно-Карабахская автономная область входили в состав единого государства СССР, о чем, по-моему, тоже Владимир Владимирович напомнил.
— Никол Пашинян и Владимир Путин не встречались около 2 месяцев. Раньше они чуть ли не по несколько раз в неделю созванивались, и премьер-министр Армении всячески добивался контактов с президентом России. Теперь же Пашинян, как будто, дистанцируется. Как вы думаете, с чем это связано? Армения меняет свой внешнеполитический курс?
— Это вполне понятная тенденция. Она связанна с тем, что Никола Воваевича плотно взяли в оборот западные партнёры. Насколько я могу понять, в преддверии сочинской встречи ему много кто звонил. Кстати говоря, в Баку тоже звонили. Вы можете посмотреть хронологию официальных звонков, а о некоторых беседах не упоминалось. Естественно, что западные так называемые партнёры Еревана пытаются сделать максимум возможного для того, чтобы обессмыслить российские посреднические силы и продвинуть свои.
Второе — это более долгосрочная тенденция. С 2018 года, когда нынешняя команда бархатных революционеров вознеслась к власти в Армении, геополитический разворот, так же как и линия отказа от Нагорного Карабаха, прочитывались невооружённым глазом, в том числе многими гражданами Армении. Я не вижу здесь никакой неожиданности. Да, Россия сохраняет серьёзные рычаги влияния в Армении, кстати говоря, даже не столько военно-политические, сколько экономические. Это Армянская АЭС и некоторые другие проекты, связанные с инвестициями российских бизнесменов армянского происхождения. Однако и тут ведется политика по отчуждению российской армянской общины от действующей армянской власти и курс на насаждение антироссийской повестки, в том числе информационной.
Недавно было заседание Лазаревского клуба на площадке РИА «Новости». Там обсуждались очень интересные темы, в том числе факт запрета въезда в Армению Константину Затулину и Маргарите Симоньян. Это вполне соответствует логике отчуждения Еревана от Москвы, которая иначе исповедуется многими членами правящей политической команды и их союзниками из числа непарламентской оппозиции в Армении.
— Почему вдруг в Армении возникло решение объявить Симоньян и Затулина нежелательными лицами? Ведь они сделали много хорошего для самой Армении, лоббировали в позитивном ключе ее интересы в России. При этом акт в отношении главного редактора одного из первых агентств в России и депутата Госдумы был сделан накануне трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении.
— Я бы ответил на ваш вопрос в более широком контексте. Не только Константин Фёдорович и Маргарита Симоньян стали невъездными, но и многие другие, в том числе выходцы из Европы. В частности, один из лидеров армянской общины во Франции получил запрет на въезд, потому что не разделяет политические воззрения Никола Пашиняна и его команды и рассматривается как личный враг.
Такая местечковость нынешней армянской власти сужает ее возможности, в том числе и на внутриармянской политической поляне. Это подрывает отношения с диаспорами, со многими другими влиятельными политическими группами не только в России, но в западных странах, которые могли бы успешно и эффективно работать в интересах Армении. Но очевидно все это не нужно армянским лидерам. Эти люди мыслят узконаправленно в своих интересах и не имеют серьёзных навыков управления государством. В лучшем случае они обладают опытом работы в неправительственных структурах. Сам Никол Пашинян долгое время был третьесортным разрядным политиком, горлопаном и редактором бульварной газетёнки, которая публиковала заказные материалы. Это в Армении известно всем.
Когда такие люди поднимаются до серьёзных управленческих высот, а тем более делается это по результатам уличных событий, как это было в 2018 году, результат получается соответствующий. Отсюда идут и противоречивые заявления, и стремление спихнуть на кого угодно ответственность за собственные провалы и просчёты.
Возвращаясь к заданному вами вопросу о Симоньян и Затулине, я думаю следующее. То обстоятельство, что официальные лица и политики впали в немилость у Пашиняна и его команды, значит, что их не рассматривают как «своих». Они чужие. Пашинян всегда так действовал. Он, как только пришёл к власти, начал делить всех на чёрных и белых, на революционеров и контрреволюционеров и так далее. Карабах у него, кстати говоря, тоже был оплотом так называемой контрреволюции, что в конечном итоге привело к последующим трагическим событиям.
Я, правда, единственное, должен сказать, что такая политическое среда и приход к власти управляемых марионеток характерен не только для Армении, но и для многих других государств. Например, та же Украина — классический пример того, к чему это может привести. Обилие неправительственных организаций и разных политиков, выступающих с абсурдными обвинениями в адрес России, обилие персон, которым даётся прямой эфир и выход на государственные каналы, в том числе в Армении, до некоторой степени напоминает то, что происходило на Украине после первого майдана. Тогда, как грибы после дождя, при Викторе Ющенко начали произрастать подобного рода информационные сорняки.
— Некоторые эксперты полагают, что именно США поднимает напряжение в Армении. Вы согласны с такой оценкой событий? Не пытаются ли сделать из Армении вторую Украину, настроив на конфликт с Россией? Если это так, какова цель такой политики?
— Вторую Украину сделать из Армении не получится: масштабы все-таки не те и несколько по-другому ставятся задачи. Запад ставит задачу сделать не только из Армении, но из Азербайджана и Грузии единый прозападный геополитический конструкт бывшего советского Закавказья. С разной степенью успешности подбираются ключики к местным элитам — не только к армянским. Вспомните активное заигрывание Урсулы фон дер Ляйен из Европейской комиссии с Азербайджаном как с альтернативным поставщиком природного газа в Европу, до некоторой степени, хоть и очень малой, призванному заменить российский продукт. Все это направлено на то, чтобы страны Южного Кавказа переманить в лагерь враждебных России сил.
Да, в некоторой степени это идентично тем задачам, которые ставятся и во многом успешно реализуются в отношении Украины, но, безусловно, с местной спецификой. В случае с Арменией это всё приведёт к неблагоприятным последствиям, прежде всего для самой страны. Мы уже частично говорили о подрыве взаимоотношений в треугольнике диаспор Армения — Арцах — Нагорный Карабах, который всегда рассматривался в качестве такого важного элемента укрепления безопасности Армении в регионе, где западные и восточные соседи представляли и продолжают представлять опасность и угрозу. Сейчас мы видим, что пытаются расшатать отношения между Арменией и Россией. Опять-таки ни к чему хорошему для Армении это не приведет. Она станет зависима не от Запада, а прежде всего от Турции и превратится в государство, целиком и полностью подчиненное турецкой политике, что вызовет необратимые последствия для национальной экономики, общественного сознания и изменение внешней армянской политики.
— Андрей Григорьевич, в этом году Москва и Ереван отмечают 30-летие установления дипломатических отношений между странами. Какую надежду мы можем дать русскому и армянскому народам? Будет ли прекращена после встречи президентов кампания по дискредитации России в Армении?
— После встречи кампания по дискредитации России в Армении прекращена не будет. А вот надежда есть — на армянское общество, на его большинство, которое всё-таки невосприимчиво, на мой взгляд, к антироссийской пропаганде. В последнее время армянский народ пытается скоординироваться не только в рамках различных оппозиционных движений и митингов, которые показывают разную степень эффективности, но прежде всего на уровне структур гражданского общества, которые пытаются, так сказать, продвигать альтернативную повестку и сохранять разум и прагматизм в нынешней непростой ситуации. Как вы знаете, на ближайшее время намечены митинги оппозиционной широкой коалиции движения сопротивления. Я думаю, что к нему будут присоединяться новые политические силы, общественные группы и отдельные граждане. Уже на протяжении нескольких месяцев, лет в Армении прослеживается тенденция, что действующие армянские власти вынуждены опираться не на поддержку уличных протестов, а на помощь полицейщины и силовых структур. Сложно долгое время сидеть на штыках. Поэтому посмотрим в какую сторону будут развиваться общественные политические процессы в Ереване.